• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Что дает год обучения российскому школьнику. На материалах PISA-2009: грамотность чтения

Вопросы образования. 2013. № 1. С. 107-135.

На данных PISA-2009 (чтение) исследовалась эффективность одного года обучения для семи стран Россия, Чехия, Венгрия, Словакия, Германия, Канада и Бразилия.  Использовалась инструментальная переменная, что  позволило оценить эффект одного года обучения нестрогим методом «разрывности регрессии» (regression discontinuity).  Учитывалось наличие разных программ при оценке эффективности одного года обучения. Анализ проведен как для всех программ обучения (общей и профессиональной) совокупно, так и отдельно для общеобразовательных школ.

Результаты показали, что в России для учащихся всех программ совокупно эффективность  одного года школьного обучения незначима. Страны с практикой раннего разделения на общую и профессиональную программы показывают меньшую эффективность обучения, чем страны, где все 15-летние обучаются на общей программе.  Эффективность обучения для учащихся общеобразовательных программ значима во всех странах. Низкая эффективность обучения характерна для учащихся профессиональных программ по сравнению с эффективностью для детей из общеобразовательной траектории. Сила и направление связи СЭС и эффективности школьного обучения сильно зависит от системы образования и меняется от страны к стране. Для России, так же как для некоторых других стран, эффективность обучения не зависит от социально-экономических показателей учащихся. Результаты обсуждаются с точки зрения проблем при оценке эффективности обучения для учащихся разных программ, и справедливого оценивания национальных достижений в странах с разным набором  образовательных траекторий.