?
В поисках утраченных профилей: достоверность данных ВКонтакте и их значение для исследований образования
Потенциал социальной сети ВКонтакте как источника данных начинает использоваться в исследованиях образования, однако до сих пор недостаточно известно о качестве данных, которые можно получить с помощью этой социальной сети, и о смещениях выборки ее пользователей относительно общей популяции учащихся. Статья посвящена исследованию достоверности данных ВКонтакте на примере одной школы (766 учащихся) и одного университета (15 757 учащихся). Описывается процедура сопоставления профилей на ВКонтакте реальным школьникам и студентам. Непосредственное сопоставление позволяет обнаружить около 18% учащихся. Предлагаемый в статье метод позволяет увеличить это число до 88% для школьников и 93% для студентов. Оцениваются различия между теми учащимися, которые были найдены на ВКонтакте, и теми, которые не были, по ряду существенных характеристик, таких как успеваемость, пол и возраст. Анализируется соответствие социальных связей, восстановленных по данным ВКонтакте, ожидаемой социальной структуре образовательного учреждения. Показано, что в виртуальном пространстве воспроизводится разбиение университета на кампусы и на образовательные программы, а школы – на корпуса и классы. Насколько нам известно, это первое исследование подобного рода и масштаба на данных ВКонтакте. Оно вносит вклад в понимание того, насколько данные из социальной сети соответствуют реальности, как можно повысить их точность и как они могут использоваться в исследованиях образования.