?
Феноменология и феноменология религии: каков общий идейный фон?
Вопросы философии. 2014. № 8. С. 160-166.
Статья показывает неопределённо-расширительное понимание познания как предопределяющую концептуальную идею феноменологии и феноменолгии религии, и критикует её, пересматривая эти дисциплины к познавательной строгости -- предложив наброски их нового понимания
Kirsberg I.W., Journal for the Study of Religions and Ideologies 2019 Vol. 18 No. 52 P. 142-155
This paper provides a foundation for a form of phenomenology, namely
phenomenological, that rejects the traditional phenomenology of religion in order to
provide a cognitive and non-theological discipline in the study of religion. Proposed
amendments to phenomenology are based on the ideas of E. Husserl. The simultaneous
strict distinction and necessary cooperation between facts and phenomena provided by the
impurity ...
Добавлено: 24 февраля 2019 г.
Kirsberg I.W., Neue Zeitschrift fur Systematische Theologie und Religionsphilosophie 2018 Vol. 60 No. 2 P. 255-266
Der Artikel skizziert die Möglichkeiten der Religionsphänomenologie
als einer streng kognitiven, nicht theologischen, sondern phänomenologischen
Disziplin in der Struktur der Religionswissenschaft, basierend auf einer
kognitiv-wertbedingten Demarkation, die als Kritikpunkt der russischen Version
der Religionsphänomenologie berücksichtigt wird. Die unüberbrückbare Differenz
zwischen der Kognition und dem Wert liegt in den Besonderheiten des
Denkens und Fühlens; die möglichen Versuche, die Kognition und den Wert ...
Добавлено: 16 июня 2018 г.
Кирсберг И. В., Преподаватель XXI век 2014 № 2 С. 222-242
Специфицировано религиозное чувство на основе качественного различия мыслительных и эмоциональных структур сознания: на примере библейских и талмудических отрывков выявлены его свойства как особой эмоции -- мирность, мерность и сопричастие. Отклонено традиционное понимание религиозного чувства как своего рода познания -- Бога, образа Бога или мира под видом этого образа. Показана взаимосвязь этого понимания с неопределённо-расширительным пониманием ...
Добавлено: 24 февраля 2014 г.
Рябушкина Т. М., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2024 № 2
В статье представлен подход к исследованию субъективности как условия возможности сознательного опыта, не допускающий, с одной стороны, объективации субъекта познания, рассмотрения его в качестве вещи среди других вещей сознаваемого мира, а с другой – его формализации и элиминации. В трансцендентализме И. Канта и в трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля Я как условие возможности опыта оказывается за ...
Добавлено: 23 ноября 2023 г.
Руткевич А. М., Вопросы философии 2019 № 12 С. 118-131
В статье проводится мысль о том, что для А. Кожева на протяжении
его курса «Введение в чтение Гегеля» центральной фигурой являлся
«гештальт» интеллектуала. Автор статьи подчеркивает: начало перехода от отношения господства и рабства к буржуазному миру Кожев видит уже в поздней Римской империи, а в Новое время мы имеем дело
с преобладанием буржуа как человеческого типа. Интеллектуал Кожева ...
Добавлено: 18 декабря 2019 г.
Рябушкина Т. М., Антиномии 2015 Т. 15 № 1 С. 28-44
Идея пререфлексивного самосознания – ответ на трудности классической (рефлексивной) теории самопознания, связанные с поиском источника сознания, который не может быть дан в самом опыте. Можно ли говорить о существовании классической модели трансцендирования опыта? Если да, то в чем ее суть и принципиальные трудности? Позволяет ли идея пререфлексивного самосознания выработать альтернативу классической модели?
Результатами рефлексии о сознании ...
Добавлено: 14 марта 2015 г.
Ханна Р., Трансцендентальный журнал 2023 Vol. 4 No. 3
Статья посвящена рассмотрению роли мысли Иммануила Канта в становлении философии XX столетия. Анализируется как становление аналитический, англо-американской традиции, так и становление континентальной, феноменологической мысли. Автор видит в возвращении к кантовой философии ключ к воссоединению двух традиций философии прошлого века, а также выход из кризиса современной философии. ...
Добавлено: 24 ноября 2023 г.
Рябушкина Т. М., Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия 2014 Т. 12 № 4 С. 24-30
Классический поиск оснований сознательного опыта, осуществляемый посредством рефлексии, приводит к полаганию двух фундаментальных характеристик сознания – временности (сознание есть поток) и субстанциональности (нечто устойчивое противостоит временным изменениям). Эти характеристики являются основаниями лабиринта Юма, составляют основу кантовского априоризма. Феноменология не принимает классического решения ввиду его формального характера и пытается обнаружить основание сознания в нем самом как ...
Добавлено: 6 декабря 2014 г.
Веретенников А. А., М. : Изд-во РГГУ, 2019
В пятый выпуск Ежегодника по феноменологической фи- лософии вошли статьи, посвященные важнейшим феноменоло- гическим темам: событие, мир, интерсубъективность. В основе выпуска – материалы конференций, проведенных философским факультетом РГГУ в 2018 году: «От бытия к событию: пути пост- метафизического мышления» и «Алешинские чтения 2018: Ин- терсубъективность, коммуникация, солидарность». Кроме этого, в номере опубликованы русские переводы статей ...
Добавлено: 30 апреля 2020 г.
Чернавин Г. И., Interpretationes. Studia philosophica europeanea 2014 Vol. 1 No. 2 P. 85-98
Добавлено: 13 ноября 2014 г.
Кирсберг И. В., Философия и культура 2012 № 11 С. 29-38
В первой части статьи обосновано понимание богословия как не науки: по феноменологически выявляемым особенностям чувства в отличие от мышления показано ценностное, а не познавательное качество богословия. По особенностям взаимодействия чувства и мышления, соответственно с различением видов соподчинения ценности и знания, показана неоднородность богословия как дисциплины – с преобладанием ценностного. Таким же образом предусмотрено религиоведение – ...
Добавлено: 31 января 2013 г.
Кирсберг И. В., М. : Прогресс-Традиция, 2016
Книга обсуждает возможности феноменологии в религиоведении как познания и феноменологии: на фоне демаркации ре- лигиоведения и богословия, различения псевдопознавательных богословских маскировок, религиоведческой и богословской феноменологии специфицирует религию как особое чувство по его интенциональным свойствам – в исследовании структурно- содержательных особенностей сознания раннего христианства и библейско-талмудического иудаизма. Книга может быть интересна религиоведам, философам-феноменологам и любителям древности. ...
Добавлено: 26 декабря 2016 г.
Чернавин Г. И., HORIZON. Феноменологические исследования 2023 Т. 12 № 1 С. 159-172
Статья отталкивается от «тривиальных» наблюдений Гуссерля из рукописи «Разум – наука. Разум и мораль – разум и метафизика» на тему совести, чтобы затем поставить вопрос об игнорировании темы заблуждений или самообмана в хайдеггеровской модели совести из §§54-60 Бытия и времени. В хайдеггеровской концепции совести (как молчаливо зова, апеллирующего к подлинности Dasein) мы не найдём ряда ...
Добавлено: 2 декабря 2022 г.
Рябушкина Т. М., Антиномии 2017 Т. 17 № 4 С. 7-23
Восприятие познающим субъектом независящей от него реальности, несмотря на историческое первенство и соответствие интуиции обыденного сознания, в процессе развития феноменологической теории познания утрачивает значение источника новизны содержаний сознания и основы всякого приобретенного знания. Основанием отрицания восприимчивости является невозможность установления соответствия между несвязанными чувственными данными и понятиями, выполняющими функцию единства. Полагание исходных связей результатов восприимчивости также ...
Добавлено: 8 июня 2017 г.
Berlin, Brux., Oxford, Wien, Frankfurt am Main, NY, Bern : Peter Lang, 2014
Cet ouvrage cible la pratique qui est solidaire de la fondation de la connaissance réalisée par la phénoménologie, en voyant dans cette pratique la condition même de la formulation positive de son projet. Dans cette perspective, la critique sociale et la psychopathologie sont notamment les deux champs pratiques où la phénoménologie se trouve investie, par-delà ...
Добавлено: 13 ноября 2014 г.
Ищенко Н. И., Антиномии 2018 Т. 18 № 3 С. 27-46
Предметом исследования является хайдеггеровское экзистенциально-онтологическое рассмотрение феномена человеческого бытия (Dasein - «вот-бытия») как трансцендирующей структуры. В работе обосновывается вывод о том, что истолкование данного бытия в аспекте интенциональности сознания - то есть как «трансценденции» в понимании М. Хайдеггера - означает выход за пределы Гуссерлевой феноменологии. Так, поставив вопрос об интенциональности как о специфическом способе бытия (но не познания), Хайдеггер, в отличие от Э. Гуссерля, трактует последний не как акт, имманентный сознанию, ...
Добавлено: 21 октября 2018 г.
Рябушкина Т. М., Вопросы философии 2023 № 6 С. 104-115
Работа посвящена проблеме генезиса сознания с позиции трансцендентальной эпистемологии и направлена на выявление условий возможности познания, в зависимости от которых формируются структуры сознательного опыта, как общие, так и определяющие разнообразие конкретных предметов. Трансцендентально-феноменологическая рефлексия об имманентных сознанию способах организации опыта не позволяет решить проблему осмысления познания как отношения познающего субъекта к иному, существующему независимо от ...
Добавлено: 7 апреля 2023 г.
Малинкин А. Н., Вопросы философии 2015 № 11 С. 175-186
В фокусе сравнительного анализа – две фундаментальные проблемы методологий М. Шелера и К. Манхейма: обоснование нового социоцентрического способа мышления, представленного в социологии знания, и проблема объективности познания, связанная с отражением угрозы релятивизма. При различиях в базовых предпосылках и путях решения указанных проблем в воззрениях двух мыслителей обнаруживаются неожиданные существенные сходства. Они дают основания для изменения ...
Добавлено: 3 марта 2016 г.
Чернавин Г. И., Horizon. Феноменологические исследования 2013 Т. 2 № 1 С. 28-47
В этой статье рассматриваются проблематика имманентной телеологии опыта в рамках трансцендентальной феноменологии, в том числе такие проблемы как наполнение интенции, адекватная очевидность, импликации разума в опыте. Отдельное внимание уделяется тематике Вещи, которая рассматривается как «регулятивная идея» и как τέλος. В статье также обсуждается синтез согласованности опыта и мысленный эксперимент по нарушению согласованности. В заключение будут ...
Добавлено: 14 октября 2014 г.
Ним Е. Г., Социологическое обозрение 2017 Т. 16 № 3 С. 409-427
В книге Ника Коулдри и Андреаса Хеппа «Медийное конструирование реальности», изданной Polity Press, представлена попытка пересмотра классики социальной теории, а именно феноменологии Бергера и Лукмана. Спустя полвека после выхода «Социального конструирования реальности» два известных медиисследователя вновь задают вопросы о том, как создается и познается социальный мир – глубоко медиатизированный мир, где социальное все больше укореняется ...
Добавлено: 29 августа 2017 г.
Баньковская С. П., Социологическое обозрение 2014 Т. 13 № 1 С. 171-175
Размышления над новой, новаторской, книгой известного этнометодлога Кеннета Либермана, которая представляет собой собрание его многолетних исследований и экспериментов, выполненных в стиле "теоретически-ориентированного исследования". Теоретическую основу этнометодологического экспериментирования (что уже само по себе нетрадиционно) составляют феноменологические (гуссерлианские) изыскания Либермана. В статье дана оценка перспектив развития такого рода теоретизирования в социологии. ...
Добавлено: 14 октября 2014 г.
Мирошниченко М. Д., Философские науки 2020 Т. 63 № 4 С. 46-63
Статья посвящена реконструкции обсервационной философии Александра Пятигорского в контексте противостояния двух версий трансцендентального проекта человека в мире. Первый проект акцентирует внимание на инвариантной, функциональной организации познающих систем, абстрагируясь от телесной, аффективной и феноменологической реализации этой организации. Второй, напротив, делает основную ставку на феноменологической перспективе опыта данности, всегда уже зависящего от того, чей это опыт и ...
Добавлено: 26 января 2020 г.
Кирсберг И. В., Jahrbuch fur Religionsphilosophie 2014 Vol. 13 P. 179-194
Aufgrund der strikten Unterscheidung zwischen den kognitiven und den außerkognitiven Bewusstseinsstrukturen kritisiert der Beitrag die Idee des unbestimmt extensiven Verstehens von Erkenntnis. Die Religion wird dementsprechend als unkognitives Gefühl (Glaube) betrachtet, das über die Existenz Gottes nichts aussagt und die Merkmale der Religion als Effekte dieses Gefühls betrachtet. Dieses Gefühl wird durch seine Intention (als ...
Добавлено: 26 марта 2014 г.