• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 288 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Столярова О. Е. Вопросы философии. 2009. № 12. С. 164-168.

Рецензия на книгу Л.Дастон и П. Галисона: Объективность.

Книга Л. Дастон и П. Галисона не из тех, что могут остаться незамеченными. Вышедшая из печати менее двух лет назад, она на сегодняшний день является общепризнанным образцом нового жанра  -- междисциплинарных исследований науки и технологии (STS). Выдержавшая многочисленные обсуждения на научных «читающих семинарах» в университетах по всему миру, разобранная на цитаты, «Объективность», дает пищу для размышлений не только историкам и философам науки, но и социологам, антропологам, историкам культуры и технологии, физиологам, психологам, ботаникам, инженерам, астрономам, логикам, художникам, «физикам и лирикам», а точнее, тем из них, кто, изменяя мир посредством науки и искусства, стремится понять бытийные основы этого изменения и становления.

Добавлено: 9 января 2013
Статья
Сидорина Т. Ю. Вопросы философии. 2015. № 3. С. 14-22.

В ХХ столетии широкое распространение получает понятие «homo faber» – человек-мастер, создатель орудий труда, человек работающий. Это понятие мы встречаем в философии П. Флоренского («У водоразделов мысли (Черты конкретной метафизики)», 1917–1926), к нему обращаются М. Шелер («Труд и мировоззрение», 1920, «Человек и история», 1929), Ф. Юнгер («Совершенство техники», 1946), Х. Арендт («Vita active», 1957) и другие мыслители. В контексте событий ХХ столетия «homo faber» становится одним из символов эпохи. Какие изменения претерпевает трактовка понятия homo faber сегодня? Этот вопрос в центре внимания данной статьи.

Добавлено: 5 декабря 2014
Статья
Столярова О. Е. Вопросы философии. 2009. № 12. С. 164-169.
Добавлено: 16 марта 2010
Статья
Тульчинский Г. Л. Вопросы философии. 2009. № 4. С. 41-56.
Добавлено: 9 февраля 2010
Статья
Пружинин Б. И. Вопросы философии. 2004. № 12.
Добавлено: 28 октября 2010
Статья
Руткевич А. М. Вопросы философии. 2012. № 12. С. 142-150.

В статье рассматриваются историко-философские труды А.Койре, посвященные русской мысли первой половины XIX столетия.

Добавлено: 17 декабря 2012
Статья
Горбатова Ю. В. Вопросы философии. 2011. № 1. С. 150-159.

Статья посвящена критическому разбору космологического доказательства святого Фомы Аквинского, который был предпринят американским теологом, представителем аналитической философии Алвином Плантингой. Рассматриваются не столько логические, сколько онтологические предпосылки, на основе которых Плантинга критикует Аквината, проводится сравнение онтологии представителей старой и новой схоластики.

Добавлено: 20 сентября 2012
Статья
Чепурин К. В. Вопросы философии. 2009. № 10. С. 134-139.
Добавлено: 7 февраля 2013
Статья
Гарнцева Н. М. Вопросы философии. 2009. № 5. С. 93-105.
Добавлено: 25 сентября 2009
Статья
Лейбниц Г. В. Вопросы философии. 2011. № 2. С. 159-167.

Комментированный перевод с латинского части "Диссертации о комбинаторном искусстве" Г.В.Лейбница

Добавлено: 13 марта 2013
Статья
Маслов Борис Вопросы философии. 2016. № 10. С. 121-131.

Становление новой литературной теории в XX веке проходило во многом под знаком дискретного подхода: текст разбивался на элементы (мотивы, формулы, топосы, приемы), и его порождение толковалось как повторение или комбинирование этих элементов. Истоки подобного подхода к словесности следует искать в традиции историко-филологического сравнительного изучения фольклора в XIX веке: выделение тех или иных элементов текста в этом контексте было необходимым условием для его сопоставления с текстами , относящимися к другим национальным традициям.

Добавлено: 20 октября 2017
Статья
Родин А. В., Аристов В. В., Аршинов В. И. и др. Вопросы философии. 2016. Т. 10. С. 143-174.

При обсуждении сообщений С.М. Кусковой [Кускова 2016] и А.В. Родина [Родин 2016] между участниками «круглого стола» завязалась дискуссия о значимости идеи континуальности для феноменологического обоснования математического знания, а также для понимания субъекта в его восприятии времени у Гуссерля и Пирса (С.М. Кускова, А.Ю. Недель, А.Н. Крюков, А.В. Родин). Большинство дискутирующих согласилось с тем, что роль субъекта сводится к выкраиванию дискретных элементов реальности из некоего предданного континуума. В дискуссии был затронут вопрос о субъекте в математике (А.В. Вдовиченко, В.И. Аршинов, А.В. Родин, А.Ю. Недель). Обсуждалась актуальность лейбницевского подхода для современной эпистемологии и его связь с идеей синхронистичности Юнга (Е.А. Мамчур, В.И. Аршинов).

В обсуждении сообщений А.Ю. Неделя [Недель 2016] и В.П. Иванова [Иванов 2016] С.Ю. Бородай обратил внимание на древнюю практику «говорения истины», когда слово о сущем становится характеристикой сущего. В обсуждении сообщения И.Е. Сироткиной [Сироткина 2016] В.В. Аристов отметил влияние представления Бергсона о длительности на формирование эстетического идеала текучести в танце. Сообщение М.В. Рубец [Рубец 2016] вызвало обсуждение идеи иероглифа (В.В. Аристов, В.Г. Лысенко, А.В. Вдовиченко). В полемике с А.В. Вдовиченко, считающим, что иероглифы представляют собой лишь средство фиксации естественного коммуникативного процесса, А.Ю. Недель подчеркнул, что для китайцев иероглифы — это способ восприятия мира, а не просто инструмент коммуникации.

В заметке заочного участника «круглого стола», академика Вяч.Вс. Иванова, выдвинута идея, что принцип entanglement можно применить к соотношению левого и правого полушарий и что наука вступает в период квантовых компьютерных моделей правого полушария, которые могут быть совмещены или соединены с левополушарными. Ю.И. Манин в краткой заметке предлагает сравнить искусственный интеллект не с отдельным компьютером, а со всей мировой сетью.

Добавлено: 15 июня 2018
Статья
Тахо-Годи Е. А., Резвых П. В. Вопросы философии. 2017. № 10. С. 76-85.

В статье впервые поднимается вопрос о научных контактах А.Ф. Лосева и выдаю- щегося немецкого филолога-классика Бруно Снелля (1896–1986). Проделанный анализ демонстрирует, что русский мыслитель сохранял постоянный интерес к трудам своего немецкого коллеги на протяжении полувека начиная с середины 1920-х гг. Внимание Лосева к работам Снелля связано с интересом к истории идей и понятий, наиболее очевидным в его монументальной “Истории античной эстетики”. Лосев апеллирует к Снеллю при изучении терминологии Платона (sophia, epistēmē) и Гераклита (ēthos, sēmainei), Прокла (aiōn) и Плотина(sophia), языка гомеровского эпоса, его эстетики и мифологии. Оба исследователя связывают зарождение понятия “исторического” с гомеровским эпосом и рассматривают его как первый шаг к греческому историческо- му сознанию. Особое внимание уделяется истории появления изданной по-немецки в 1962 г. лосевской рецензии на начавший выходить с 1955 г. под редакцией Б. Снелля “Словарь раннегреческого эпоса” (Lexikon des frühgriechischen Epos).

Добавлено: 10 октября 2017
Статья
Ямпольская А. В. Вопросы философии. 2013. № 3. С. 155-164.

Понятие аффективности является ключевым методическим понятием для французской феноменологии. Феномен отождествляется с аффектом, с травмой в качестве события, которое «всегда уже» случилось, автором которого субъект не является, по отношению к которому субъект не просто рецептивен, а пассивен в абсолютном смысле, и которое конституирует субъекта как такового. Эта зависимость самого бытия субъекта от первичной травмы, и, тем самым, от общего с другими мира, образует историческое измерение субъективности.

Добавлено: 25 января 2014
Статья
Пружинин Б. И. Вопросы философии. 2011. № 1. С. 60-66.
Добавлено: 14 декабря 2011
Статья
Князева Е. Н. Вопросы философии. 2018. № 11. С. 86-98.

В статье рассматривается биосемиотика с момента ее рождения в начале XX в. (Я. фон Икскюль, Т. Себеок, Дж. Проди, Х. Патти и др.), ее рецепция в философской антропологии и науке XX в. и перспективы ее современного развития. Именно с именем Себеока связаны популяризация учения Икскюля и придание биосемиотике особого статуса как перспективного междисциплинарного (или трансдисциплинарного) направления исследований. Биосемиотика сегодня по своему концептуальному арсеналу близка теории сложных адаптивных систем, биокибернетике, концепции энактивизма в когнитивной науке и неклассической эпистемологии. Исследуя живые системы как оперирующие знаками, выделяющие знаки и обретающие способность их интерпретировать, биосемиотика стремится проникнуть в глубинные истоки происхождения смысла во Вселенной и тем самым способствует развитию методологических основ теории коммуникации и расширенного экологического подхода. Обосновывается, что биосемиотика предлагает новые концептуальные и методологические средства для научного понимания ума (сознания) и смысла, для изучения богатого разнообразия невербальных человеческих, животных и растительных коммуникативных процессов, синкретической связи восприятия и действия, природы жизненного мира организмов и конфигурации их семантических ландшафтов. Исторический анализ становления и развития биосемиотики позволяет оценить ее вклад в развитие современных междисциплинарных исследовательских стратегий, обладающих интегративными возможностями, намечающих пути синтеза естественнонаучного (прежде всего, биологического) и гуманитарного знания, а также указывающих на перспективные шаги в изучении взаимного проникновения природного мира человека и техносферы, естественного и искусственного интеллекта, способов конструирования современных киберфизических систем.

Добавлено: 13 ноября 2018
Статья
Платинга А. Вопросы философии. 2011. № 1. С. 160-172.

Данный текст представляет собой одну из глав монографии известного американского теолога и философа Алвина Плантинги. Глава посвящена космологическому аргументу Фомы Аквинского, т.н. "третьему пути" доказательства бытия Бога. Плантинга предлагает свой, современный взгляд на указанное доказательство, отмечает его слабые и сильные стороны.

Добавлено: 15 октября 2012
Статья
Гаспарян Д. Э. Вопросы философии. 2014. № 12. С. 58-68.

В исследовании речь идет о противостоянии двух современных эпистемических программ: натурализма и трансцендентализма. Автор показывает ограниченность натуралистической установки в ее попытках дать полное описание мира и объясняет, что современному натурализму вопреки расхожей диспозиции противостоит именно трансцендентализм, а не феноменология.

Добавлено: 28 августа 2014
Статья
Михайловский А. В. Вопросы философии. 2008. № 9. С. 158-171.
Добавлено: 21 сентября 2012
Статья
Лифинцева Т. П. Вопросы философии. 2009. № 3. С. 172-181.

Вопрос о взаимоотношении философии и теологии – очень давняя тема европейской мысли, которая в ХХ веке встала перед философами и теологами с небывалой остротой. Может ли философия оказаться секулярным изложением новозаветного понимания мира и человека или же Откровение (а вслед за ним и теология, исходящая из веры как события Откровения) преобразует философские понятия, свидетельствуя о возможности нового эсхатологического бытия, разрывая границы конечности, для философа непреодолимые? В протестантской теологии с конца 30-х годов ХХ века  эта тема получила название  «демифологизации» христианства. В 1930-е и 40-е годы она почти никого из протестантских теологов не оставила равнодушным. В большей или меньшей степени к ней обращались Р.Бультман, П.Тиллих, братья Райнхольд и Ричард Нибуры, Ф.Гогартен, Э.Бруннер, Г.Мерц, Э.Тургейзен, Ф.Делекат, Г.Книттермейстер, Э.Хирш и многие другие.  Были сторонники (Бультман, Тиллих) и ярые противники (Барт, Бруннер). Целью данного исследования является  сравнить взгляды двух теологов, которые были сторонниками демифологизации - Рудольфа Бультмана (1884-1976) и Пауля Тиллиха (1886-1965). Это представляется наиболее интересным, поскольку они оба опирались на фундаментальную онтологию Хайдеггера – Тиллих латентно, а Бультман явно.

Добавлено: 7 ноября 2012