?
Типология жизненных миров Ф. Е. Василюка как периодизация развития личности: теоретическое сопоставление и анализ
В настоящей статье автор выстраивает теоретическое соотношение между типологией жизненных миров Ф.Е. Василюка и периодами возрастно-психологического развития личности. Предметом работы являются особенности развития с точки зрения психологии переживания и типологии жизненных миров. Задачами настоящей статьи являются: во-первых, соотнесение типологии жизненных миров с определенными этапами развития личности, соотнесение конкретных периодов и конкретных миров; вовторых, описание особенностей данных этапов "на языке" типологии жизненных миров. Данная работа представляет собою теоретическое исследование. Автор использует соответствующие методы теоретического анализа, сравнительный анализ теорий и подходов к развитию, анализ конструктов. Результатом работы является выстраивание "периодизации" развития личности в понятиях психологии переживания. Конкретные жизненные миры обосновано соотнесены с соответствующими стадиями развития, присущие им феномены, представлены "на языке" типологии жизненных миров и психологии переживания. Научная новизна работы характеризуется, во-первых, тем, что, несмотря, на обширную библиографию психологии переживания, настоящая работа является первой работой, где проводится сопоставление типологии жизненных миров с этапами развития личности, эксплицируется акмеологичность типологии. Во-вторых, поскольку психология переживания является базисом не только для психотерапевтической, но и для психолого-педагогической работы. Данное сопоставление дает возможность специалистам "говорить о развитии на языке психологии переживания", не заимствуя отдельные составляющие других периодизаций. Вместе с тем настоящая работа является лишь первым шагом для более глубинной теоретической и эмпирической разработки данной темы.