Статья
Не такая трудная проблема: Франциско Варела о взаимосвязи сознания, природы и жизни
Статья представляет собой попытку реконструкции работ Ф. Варелы в связи с трудной проблемой сознания. Предпосылки для разрешения (dissolution) этой проблемы можно найти в работах, написанных им в соавторстве с У. Матураной. Теория аутопоэзных систем связывает воедино жизнь и познавательную активность. Критерием жизни является способность системы сохранять аутопоэтическую организацию, претерпевая трансформации вместе со средой ее обитания. Возможность множества различных реализаций аутопоэтических организаций влечет радикальные выводы о природе познания. Можно лишь условно выделить познающего и познаваемое, а структура познания отображает структуру познающего. Эта взаимосвязь позволяет выдвинуть программу энактивизма, которая предполагает не только реформу научного исследования сознания, но и пересмотр ряда предпосылок познания как такового. Важным является не столько выдвижение нового аргумента относительно природы сознания, сколько отказ от теоретической постановки этого вопроса. Это является следствием принятия энактивистской позиции, которая, в соответствии с подходом теории аутопоэзиса, должна быть применимой к самому познающему.
Первое не только в России, но и в мире издание, представляющее традицию реалистической феноменологии от истоков до наших дней.
В своей инаугурационной лекции 1970 года «Порядок дискурса» М. Фуко выделяет некий тип мыслителей, которые не просто создают особые концепции (в той или иной области знания), но порождают новый тип («порядок») дискурса, предопределяя тем самым конституирование и развитие новых (научных) дисциплин. К таковым, несомненно, относится И. Кант, который, по словам того же Фуко, «стоит у истоков нового способа философствования» [2, с. 87]. В этом смысле Кант интересен не только своей оригинальной концепцией трансцендентализма, но и трансцендентализмом как новым типом философствования, по отношению к которому его соб- ственная концепция выступает только как первый, но лишь ча- стный случай. В своем докладе мы попробуем сказать об этом подробнее, выделив в качестве методологических концептов понятия трансцендентального сдвига, трансцендентальной парадигмы и (кантовского) трансцендентального жеста.
Статья посвящена анализу трудностей разработки общей теории аргументации. Показано, что построение такой теории предполагает предварительное решение ряда эпистемологических проблем, среди которых важное место занимает субъект аргументации. В статье ставится задача выявления эвристического потенциала феноменологии Э.Гуссерля для решения проблемы Другого (другого Я). Обосновывается, что феноменологический подход, использующий идеи смысла и интерсубъективности, позволяет выявить механизмы моделирования субъектом аргументации сознания адресата.
Трансцендентальная философия (трансцендентализм) И.Канта как предтеча когнитивной аналитики
Согласно кантовскому определению, трансцендентальная философия определяется как «познание, занимающее не столько предметами, сколько способом нашего познания предметов, поскольку он дол жен быть возможным a priori» (Кант, 1994, т.3, с.56; [В 25]). Этим «трансцендентальным сдвигом» проблематики философского иссле дования Кант, по сути дела, предвосхищает развитие [современного] когнитивного подхода, связанного с анализом познавательных «механизмов» работы нашего сознания (интеллекта). При этом кантовский трансцендентализм «стоит у истоков нового способа философствования» (Фуко, 1996, с. 87) и предопределяет развитие основных направлений современной философии ХХ века, в частности континентальной (прежде всего, феноменологической) и аналитической традиций (Hanna, 2007) и даже может рассматриваться как «выход» для возрождения современной философии (Огурцов, 2011; т.1, с.387). Это позволяет рассматривать трансцендентализм Канта не просто как одну из философских систем, а как особую трансцендентальную парадигму философии (Катречко, 2014(a), (b), (с)).Статья посвящена разработке моделей развития самоотношения личности на основе реконструкции и синтеза идей онтологических концепций С.Л. Рубинштейна, М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили. Обосновывается, что при персонологическом преломления онтологии раскрывается мощный источник формирования и саморазвития отношения к себе. Это творческий диалог личности с «другими» и с собой, осуществляемый в единстве действенно-поступковой, рефлексивной и феноменологической практики.
Глобализация создала новые - сетевые - условия для роста эффективности экспертной деятельности. Чем больше растет экспертная востребованность, тем больше потребность в понимании закономерностей и истоков экспертной мудрости. Подлежат углубленному рассмотрению гносеологические аспекты, требуются принципиалльно новые инструменты поддержки сетевой экспертизы.
Попытки философского осмысления проблем языка, мышления и культуры объединяют представителей самых различных школ и направлений социально-гуманитарной мысли. Возникающие здесь сложные и многоуровневые взаимосвязи, характеризающие символическое измерение бытия человека и культуры, образуют проблемное поле, чрезвычайно актуальное не только для лингвистики и культурологии, но и для широкого круга гуманитарных дисциплин.
В этой связи представляется интересным очертить панораму вопросов, находящихся в центре внимания классических и современных мыслителей в данной области, обнаружить систему взаимоперекликающихся – а порой и полемически сталкивающихся – взглядов и перспектив.
Данный сборник подготовлен коллективом авторов, преимущественно состоящим из аспирантов и преподавателей факультета философии Высшей Школы Экономики, а также наших коллег из других ведущих российских университетов. Подробная информация о каждом из авторов представлена в конце его статьи.
Тематический спектр исследований, представленных в данном сборнике, довольно широк: от логической семантики и феноменологии до cultural studies и политической философии. Сборник адресован философам, культурологам, а также всем, кто интересуется современной проблематикой гуманитарных наук.
Осуществляется краткая реконструкция логики развития феноменологического движения с целью определения места философской герменевтики в истории феноменологии. Перспективу для реконструкции задает предлагаемая автором идея двух-уровневого характера феноменологических экспликаций.
феноменология, герменевтика, методическая и спонтанная феноменологизация, Phenomenology, hermeneutics, methodological and spontaneous phenomenologising
В статье рассматриваются взгляды Л.Н. Толстого в качестве не только яркого представителя, но и завершителя эпохи Просвещения. Сопоставление его идей с философией Спинозы и Дидро позволяет прояснить некоторые аспекты произошедшего в этом завершении перехода к уникальному толстовскому религиозно-философскому учению. Специальному анализу подверглись общие и специфические черты трех философов. Особое внимание уделено способу мышления, представленному в учении Толстого, Спинозы и Дидро, их отношению к науке, специфике их мировоззрения. Важным аспектом понимания стало раскрытие противоречия между образом мыслей и образом жизни трех философов. Исследована природа творческого мышления в их философии. У Дидро она описана через концепт парадоксализма, у Спинозы – через понятие целостности, у Толстого – через метод сцепления, обнаруженный им в литературном творчестве. Если для европейских просветителей образ мышления напрямую связан с природой человека, представленный как единство natura naturans и natura naturata, то для Толстого важнее всего некое априорное чувство жизни, пропитанное верой в Бога и инстинктом самоотдачи – любви к Высшему и другим людям. Метод сцепления уводит Толстого от прямого продолжения просветительских идей, делая значимым обращении не только к разуму, но и к творческой интуиции. Показан переход Толстого от рационального восприятия жизни к ее религиозным и экзистенциальным основаниям. Толстой постепенно уходит от идеи природного человека к идее человека, живущего по заповедям Христа. Показано, что начав с просветительского мировоззрения, Толстой заканчивает созданием религиозно-философского учения, характерного для начала ХХ века.
Материалы ежегодного международного научного форума, посвященного актуальным проблемам гуманитаристики.
This important new book offers the first full-length interpretation of the thought of Martin Heidegger with respect to irony. In a radical reading of Heidegger's major works (from Being and Time through the ‘Rector's Address' and the ‘Letter on Humanism' to ‘The Origin of the Work of Art' and the Spiegel interview), Andrew Haas does not claim that Heidegger is simply being ironic. Rather he argues that Heidegger's writings make such an interpretation possible - perhaps even necessary.
Heidegger begins Being and Time with a quote from Plato, a thinker famous for his insistence upon Socratic irony. The Irony of Heidegger takes seriously the apparently curious decision to introduce the threat of irony even as philosophy begins in earnest to raise the question of the meaning of being. Through a detailed and thorough reading of Heidegger's major texts and the fundamental questions they raise, Haas reveals that one of the most important philosophers of the 20th century can be read with as much irony as earnestness. The Irony of Heidegger attempts to show that the essence of this irony lies in uncertainty, and that the entire project of onto-heno-chrono-phenomenology, therefore needs to be called into question.
Статья посвящена концепциям техники в творчестве братьев Эрнста и Фридриха Георга Юнгеров. Проблема взаимосвязи техники и свободы рассматривается в широком контексте немецкой критики культуры начала XX в. и дискуссии о технократии до и после Второй мировой войны.
В сборнике представлены труды секции "Востоковедение" XLIII Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», состоявшейся в Новосибирском государственном университете в 2005 г.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.