?
К вопросу о соотношении различных типов телеологии в феноменологии Гуссерля: телеологический аспект перехода к феноменологической установке
HORIZON. Феноменологические исследования. 2012. Т. 1. № 2. С. 7-40.
В статье рассматриваются различные значения телеологии в феноменологии Э. Гуссерля,а именно три тематические рубрики телеологического: телеология истории, этическаятелеология, телеология интенциональности (имманентная телеология опыта). В рамкахпоиска общих черт разноплановых телеологических исследований выделяются следую-щие структурные моменты феноменологической телеологии опыта: согласованность,полнота, бесконечность (бесконечные задачи). На основании этого делаются выводыо роли телеологии при осуществлении интенционального анализа сознания, а также о ееключевой роли при переходе к феноменологической установке.
Научное направление:
Философия, этика, религиоведение
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Чернавин Г. И., Horizon. Феноменологические исследования 2013 Т. 2 № 1 С. 28-47
В этой статье рассматриваются проблематика имманентной телеологии опыта в рамках трансцендентальной феноменологии, в том числе такие проблемы как наполнение интенции, адекватная очевидность, импликации разума в опыте. Отдельное внимание уделяется тематике Вещи, которая рассматривается как «регулятивная идея» и как τέλος. В статье также обсуждается синтез согласованности опыта и мысленный эксперимент по нарушению согласованности. В заключение будут ...
Добавлено: 14 октября 2014 г.
Рябушкина Т. М., Антиномии 2016 Т. 16 № 3 С. 24-40
В статье анализируется соотношение временности и причинности как структурообразующих связей сознательного опыта. Традиционным для феноменологии и трансцендентальной философии является полагание временности в качестве фундаментальной характеристики сознания, определяющей саму возможность его существования. Согласно Д. Юму, перцепции мгновенно сменяют друг друга, их ускользанию противостоит лишь фикция постоянства – субстанция; у И. Канта всякое устойчивое соединение многообразного получает ...
Добавлено: 24 июля 2016 г.
Мирошниченко М. Д., Философские науки 2018 № 8 С. 144-159
Статья представляет собой попытку реконструкции работ Ф. Варелы в связи с трудной проблемой сознания. Предпосылки для разрешения (dissolution) этой проблемы можно найти в работах, написанных им в соавторстве с У. Матураной. Теория аутопоэзных систем связывает воедино жизнь и познавательную активность. Критерием жизни является способность системы сохранять аутопоэтическую организацию, претерпевая трансформации вместе со средой ее обитания. ...
Добавлено: 23 сентября 2018 г.
Рябушкина Т. М., М. : Канон+, 2014
В книге анализируются перипетии классического, идущего от Декарта, понимания рефлексии, связанного с предпосылкой об изначальной идентичности познающего субъекта и предмета самопознания. Автор доказывает, что даже те мыслители, которые, как представляется, отказываются от классической рефлексии (экзистенциалисты, аналитические философы, сторонники коммуникативного подхода, современные постмодернисты, рассуждающие о «смерти субъекта»), неявным образом находятся в зависимости от нее. Проведенный критический ...
Добавлено: 22 мая 2014 г.
Ищенко Н. И., Антиномии 2018 Т. 18 № 3 С. 27-46
Предметом исследования является хайдеггеровское экзистенциально-онтологическое рассмотрение феномена человеческого бытия (Dasein - «вот-бытия») как трансцендирующей структуры. В работе обосновывается вывод о том, что истолкование данного бытия в аспекте интенциональности сознания - то есть как «трансценденции» в понимании М. Хайдеггера - означает выход за пределы Гуссерлевой феноменологии. Так, поставив вопрос об интенциональности как о специфическом способе бытия (но не познания), Хайдеггер, в отличие от Э. Гуссерля, трактует последний не как акт, имманентный сознанию, ...
Добавлено: 21 октября 2018 г.
Рябушкина Т. М., Философские науки 2017 № 3 С. 68-80
Исследование посвящено проблеме основания и характера единства, определяющего саму возможность существования сознательного опыта и его исходную структуру. В результате анализа ряда решений проблемы, которые были предложены в рамках феноменологии и трансцендентальной философии, автор выявляет их общую основу. Она состоит в полагании двух фундаментальных характеристик сознания – временности (сознание исходно предстает в форме потока) и субстанциональности ...
Добавлено: 8 июня 2017 г.
Лаврухин А. В., Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология 2014 № 4 (28) С. 318-329
В статье анализируется гуссерлевский проект обновления европейского культурного человечества в контексте генезиса практической философии Гуссерля, экзистенциальных мотиваций появления идеи обновления (Erneuerung) и в перспективе его адаптации к современности. В центре внимания - гуссерлевский тезис об интернационализации феноменологическим «духом автономии». Тематизируя проблему согласования универсально-теоретического и конкретно-практического измерений идеи обновления, автор эксплицирует социально-критический и культуротворческий потенциал феноменологии ...
Добавлено: 11 ноября 2014 г.
Ищенко Н. И., История философии 2020 Т. 25 № 2 С. 55-68
Знакомство с основными трудами Мартина Хайдеггера, такими, например, как «Бытие и Время», едва ли возможно без понимания исходных, нацеленных на критику европейской традиции исследовательских установок их автора, – а именно без осознания коренной взаимосвязи экзистенциального анализа Хайдеггера и деструкции традиционного метафизического знания. Данная взаимосвязь, будучи следствием принципиальной взаимозависимости онтического и онтологического уровней философского исследования Хайдеггера, ...
Добавлено: 11 июля 2020 г.
Глебов О. А., Гуманитарный научный вестник 2019 № 1 С. 17-22
Данная статья посвящена проблеме генезиса культурной истории у И. Канта. Автор «заполняет пробелы» концепции И. Канта, основываясь на данных теорий Дж. Фейблмана и Б. Малиновского. В работе также используется методология феноменологической философии. Объектом исследования является исток культуры, а предметом интенциональное сознание. Целью работы служит выявление возможного истока культуры. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: ...
Добавлено: 2 марта 2020 г.
Резников Д. Н., Социологическое обозрение 2021 Т. 20 № 3 С. 319-331
Рецензия ...
Добавлено: 24 октября 2021 г.
Чернавин Г. И., Annales de Phénoménologie (Франция) 2014 No. 13 P. 67-86
Nous prenons donc comme fil conducteur de cet article le motif de l’enrichissement de sens (Sinnbereicherung). Pour ce faire, nos prochaines réflexions seront consacrées à la question de la « richesse » et de la « concrétude » de la vie transcendantale, obtenues par la méthode phénomé- nologique. Pour Husserl, la vie transcendantale est plus ...
Добавлено: 13 октября 2014 г.
Павлов И. И., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2018 Т. II № 4 С. 51-89
В статье анализируются трансформации, которые претерпевает феноменология смерти М. Хайдеггера в работах В. В. Бибихина. Для этого феноменология смерти Бибихина рассматривается в контексте онтологии времени, представленной в лекционном курсе «Пора» и существенно отличающейся от темпоральной структуры «Бытия и времени». Главным отличием становится сближение в «Поре» прошлого и будущего, каждое из которых дано человеку как та ...
Добавлено: 3 января 2019 г.
Ямпольская А. В., Вестник РГГУ. Серия "Философские науки. Религиоведение" 2013 Т. 11 № 112 С. 39-50
В «Бытии и времени», а также в примыкающих к этой работе лекционных курсах Хайдеггер разворачивает методический жест Гуссерля: уже не метод определяет предмет, но, напротив, предмет феноменологии как способ встречности бытийных структур определяет феноменологический метод как метод их «вычитывания» или «расчистки». Легитимной областью философской работы становится не отраженный в запаздывающем зеркале рефлексии феномен, а тот ...
Добавлено: 24 марта 2014 г.
Рябушкина Т. М., Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия 2014 Т. 12 № 4 С. 24-30
Классический поиск оснований сознательного опыта, осуществляемый посредством рефлексии, приводит к полаганию двух фундаментальных характеристик сознания – временности (сознание есть поток) и субстанциональности (нечто устойчивое противостоит временным изменениям). Эти характеристики являются основаниями лабиринта Юма, составляют основу кантовского априоризма. Феноменология не принимает классического решения ввиду его формального характера и пытается обнаружить основание сознания в нем самом как ...
Добавлено: 6 декабря 2014 г.
Кирсберг И. В., Философия и культура 2012 № 11 С. 29-38
В первой части статьи обосновано понимание богословия как не науки: по феноменологически выявляемым особенностям чувства в отличие от мышления показано ценностное, а не познавательное качество богословия. По особенностям взаимодействия чувства и мышления, соответственно с различением видов соподчинения ценности и знания, показана неоднородность богословия как дисциплины – с преобладанием ценностного. Таким же образом предусмотрено религиоведение – ...
Добавлено: 31 января 2013 г.
Даль Э., Гиргель Д., Наливайко И. и др., В : Логвінаў, 2015
Издание представляет собой авторизированный перевод сборника Phenomenology of Everyday Life белорусско-норвежского коллектива авторов, вышедшего на английском языке в Осло в 2014г. В сборнике с различных дисциплинарных точек зрения рассматриваются теоретические и практические аспекты изучения феноменологии повседневности (спорт, фотография, онлайн-игры, театр и др.). ...
Добавлено: 22 ноября 2015 г.
Мирошниченко М. Д., Философский журнал 2017 Т. 10 № 4 С. 104-120
В статье рассматривается проблема архи-ископаемого как ключевого элемента критики трансцендентальной философии, в частности, феноменологии в качестве разновидности «корреляционизма» в спекулятивно-материалистическом проекте К. Мейясу. Предлагается реконструкция позиции Мейясу как анти-трансцендентализма, развивающегося на основе принципа фактуальности и фактора контингентности. Проект Мейясу сопоставляется с одной из современных версий натурализма, согласной с ним в вопросе контингентности и естественно-исторической обусловленности ...
Добавлено: 11 октября 2017 г.
Лаврухин А. В., Мысль: Журнал Петербургского философского общества 2011 № 11 С. 32-51
В статье дан систематический сравнительный анализ философских концепций Э. Гуссерля, Ф. Брентано и представителей школы брентанистов. Критически переосмысляя попытку инкорпорировать феноменологический проект Гуссерля в концепцию Брентано и брентанистов, автор выявляет принципиальные методологические различия двух направлений и показывает формы проявления этих различий через анализ феноменов восприятия, идеации, представления, интенциональных предметов. Проделанный анализ позволяет прояснить вопрос о ...
Добавлено: 10 ноября 2014 г.
Мирошниченко М. Д., Философские науки 2020 Т. 63 № 4 С. 46-63
Статья посвящена реконструкции обсервационной философии Александра Пятигорского в контексте противостояния двух версий трансцендентального проекта человека в мире. Первый проект акцентирует внимание на инвариантной, функциональной организации познающих систем, абстрагируясь от телесной, аффективной и феноменологической реализации этой организации. Второй, напротив, делает основную ставку на феноменологической перспективе опыта данности, всегда уже зависящего от того, чей это опыт и ...
Добавлено: 26 января 2020 г.
Kirsberg I.W., Journal for the Study of Religions and Ideologies 2019 Vol. 18 No. 52 P. 142-155
This paper provides a foundation for a form of phenomenology, namely
phenomenological, that rejects the traditional phenomenology of religion in order to
provide a cognitive and non-theological discipline in the study of religion. Proposed
amendments to phenomenology are based on the ideas of E. Husserl. The simultaneous
strict distinction and necessary cooperation between facts and phenomena provided by the
impurity ...
Добавлено: 24 февраля 2019 г.
Рябушкина Т. М., Антиномии 2015 Т. 15 № 1 С. 28-44
Идея пререфлексивного самосознания – ответ на трудности классической (рефлексивной) теории самопознания, связанные с поиском источника сознания, который не может быть дан в самом опыте. Можно ли говорить о существовании классической модели трансцендирования опыта? Если да, то в чем ее суть и принципиальные трудности? Позволяет ли идея пререфлексивного самосознания выработать альтернативу классической модели?
Результатами рефлексии о сознании ...
Добавлено: 14 марта 2015 г.
Руткевич А. М., Вопросы философии 2019 № 12 С. 118-131
В статье проводится мысль о том, что для А. Кожева на протяжении
его курса «Введение в чтение Гегеля» центральной фигурой являлся
«гештальт» интеллектуала. Автор статьи подчеркивает: начало перехода от отношения господства и рабства к буржуазному миру Кожев видит уже в поздней Римской империи, а в Новое время мы имеем дело
с преобладанием буржуа как человеческого типа. Интеллектуал Кожева ...
Добавлено: 18 декабря 2019 г.
Малинкин А. Н., Вопросы философии 2015 № 11 С. 175-186
В фокусе сравнительного анализа – две фундаментальные проблемы методологий М. Шелера и К. Манхейма: обоснование нового социоцентрического способа мышления, представленного в социологии знания, и проблема объективности познания, связанная с отражением угрозы релятивизма. При различиях в базовых предпосылках и путях решения указанных проблем в воззрениях двух мыслителей обнаруживаются неожиданные существенные сходства. Они дают основания для изменения ...
Добавлено: 3 марта 2016 г.