?
Генеалогия интеллектуалов Александра Кожева
В статье проводится мысль о том, что для А. Кожева на протяжении
его курса «Введение в чтение Гегеля» центральной фигурой являлся
«гештальт» интеллектуала. Автор статьи подчеркивает: начало перехо-
да от отношения господства и рабства к буржуазному миру Кожев ви-
дит уже в поздней Римской империи, а в Новое время мы имеем дело
с преобладанием буржуа как человеческого типа. Интеллектуал Коже-
ва предстает как разновидность буржуа, а именно, бедного буржуа,
желающего стать богатым. Автор прослеживает мысль Кожева: начи-
ная с гуманистов эпохи Возрождения, через моралистов XVII в. он
переходит к просветителям, затем к тематике Французской револю-
ции, переходящей в империю Наполеона. Вместе с падением этой
империи, вместе с развитием национальных государств и преоблада-
нием буржуазии («Раб без Господина» или «Раб Капитала») для Коже-
ва вновь появляется фигура Интеллектуала (романтизм, либерализм)
и характерная для нее «Республика письмен». В статье ставится ак-
цент на том, что Интеллектуал не желает ничем жертвовать ради Ис-
тины, Добра и Красоты, он стремится лишь к самовыражению. Автор
осмысливает следующее рассуждение Кожева: желание признания со
стороны Интеллектуала является карикатурой на истинное стремле-
ние к универсальному признанию со стороны Гражданина. Ради тако-
го нужно сражаться и рисковать жизнью, тогда как Интеллектуал же-
лает остаться «над схваткой».