• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 202 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Климова С. М. Философские науки. 2013. № 9. С. 44-54.

Статья посвящена сопоставлению робототехники, андроидной науки и не- которым сходным с ней чертам современного неомифологического мышления. Происходит сравнение идей андроида (человекоподобия) и ранних антропоморф- ных мифов. Особое внимание уделено идее идентичности современного челове- ка в контексте проблем робототехники и андроидной науки.

Добавлено: 20 сентября 2014
Статья
Новиков Д. В. Философские науки. 2011. № 2.

В статье, ставшей основой выступления на второй московской сессии международного проекта «Словарь войны» рассматривается один из концептов словаря – «смерть». Отстраняясь от культурологического, антропологического или экзистенциально-психилогического подхода, в статье делается попытка  некоего иного подхода к этой теме в буквальном смысле, «лишенной какого-либо концепта». В этой связи, анализ в статье сосредотачивается на некоторых фрагментах пост-хайдеггеровской  дискуссии, возникшей, прежде всего во французской мысли. «Смерть» ,  являясь предельным понятием, неизбежным образом  оказывается местом определенного «немыслимого» культуры и, как следствие, – местом парадоксальных переворачиваний, логика которых выходит  далеко за пределы понятия «смерти» в узком смысле и затрагивает самые различные сферы опыта и рефлексии   В статье как раз и  предлагаются контуры такого возможного взаимного прочтения некоторых текстов Бланшо, Нанси, Деррида, Хайдеггера

Добавлено: 21 декабря 2010
Статья
Tulchinskii G. L. Russian Journal of Philosophical Sciences (Filosofskie nauki). 2020. Vol. 63. No. 5. P. 53-66.

Статья представляет попытку выявить главное содержание осмысления А. Платоновым антропологических следствий радикальной трансформации социального бытия в годы «Великого перелома». Это осмысление важно своим масштабом и глубиной. А. Платонов одним из первых обратил внимание на типологическую общность советского и германского тоталитаризма. Такая общность коренится не только и не столько в дизайне политических режимов. Наоборот – сам этот дизайн порожден возможностями бес- и вне-человеческого рационалистического активизма в массовом обществе. Тексты Платонова 1929–1934 гг. посвящены не столько массовому коллективизму, политике и социально-культурному переустройству, сколько антропологии, возможности переустройства человека как такового в его единстве с космосом. Главная идея этих текстов – единый универсальный способ бытия человека вообще, включая живых и мертвых. Платонов глубоко продумал и прочувствовал в этих текстах ясность полной пустоты бесчеловечности доктринерского рационалистического активизма, который принят в качестве практической максимы общечеловеческой воли. Этот корпус текстов представляет не антиутопию как некое представление о возможном будущем, а шок от столкновения с неожиданно наставшим неоднозначным будущим, тоску и страдания от попыток понять его. Попытки такого осмысления приводят к необходимости новой антроподицеи как оправдания бытия человека перед лицом его ненужности и исчерпанности. В этом плане результаты платоновского осмысления чрезвычайно актуальны применительно к анализу гуманитарных факторов и следствий современной цифровизации практически всех сфер жизни, а также в плане поиска новых оснований человеческого бытия в этих условиях. Творчество Платонова оказывается более актуальным, чем алармизм философов франкфуртской школы критической социальной философии и чем современные хорроризации цифровой постчеловечностью и трансгуманизмом. Актуальность эта обусловлена глубиной поднятых им тем и вопросов, содержание которых только начинает открываться в наши дни.

Добавлено: 3 сентября 2020
Статья
Tulchinskii G. L. Russian Journal of Philosophical Sciences (Filosofskie nauki). 2019. Vol. 62. No. 8. P. 16-32.
Добавлено: 24 ноября 2019
Статья
Klepikova J. Russian Journal of Philosophical Sciences (Filosofskie nauki). 2020. Vol. 63. No. 6. P. 82-95.

The article discusses the dominant topic of Russian emigrant historiosophy: discourse on the Russian revolution of 1917 and its interpretation by I.A. Bunin and G.P. Fedotov. The author looks for parallel assessments of the 1917 Revolution that arise from philosophical and journalistic works of Ivan Bunin and George Fedotov. The author reveals similarities in the views of the fiction writer and the religious thinker and ideas of key Russian authors of the Silver Age of Russian culture. The article analyzes the specifics of comprehension of historical events in philosophical and artistic circles of the Silver Age, as a part of historiosophical discourse about Russia. The materials involved show that the purpose and content of historiosophical thinking were not mere reconstruction or chronological statement of facts but were aimed at identifying spiritual causes of the troublesome period in Russia and the hidden cultural meaning of revolutionary events. The scope of this research involves philosophical and literary works of Bunin and Fedotov in which they comprehend the patterns of development of Russia and conceive the logic of collapse of its state, culture, and historical social order. The paper focuses on commonness of the philosophizing trajectory and the shared emigrant fate of these bright representatives of Russian emigration. A special attention is paid to the way of arranging of historiosophical narrative of Russian revolution in philosophical, literary, and journalistic texts of Russian émigrés. The unique value of both thinkers consists in the intense sublimation of their spiritual experience, their fusion with the fate of Russia; and political emigration only increased the productive power of these outstanding talents.

Добавлено: 1 декабря 2020
Статья
Miroshnichenko M. Russian Journal of Philosophical Sciences (Filosofskie nauki). 2020. Vol. 63. No. 4. P. 46-63.
Добавлено: 24 июня 2020
Статья
Miroshnichenko M. Russian Journal of Philosophical Sciences (Filosofskie nauki). 2018. Vol. 8. P. 144-159.
Добавлено: 5 декабря 2018
Статья
Углева А. В. Философские науки. 2016. № 2. С. 50-60.

Cтатья представляет собой краткий анализ условий проникновения иезуитов в Россию. В центре внимания - влияние педагогической системы Игнатия Лойолы – основоположника Общества Иисуса - на формирование самосознания русской аристократии второй половины 18-19 вв. и появление феномена русского католицизма.

Добавлено: 12 февраля 2016
Статья
Vinogradova O., Ugleva A. V. Russian Journal of Philosophical Sciences (Filosofskie nauki). 2019. Vol. 62. No. 4. P. 113-131.

Начиная с эпохи Просвещения, способность человека к совершенствованию, или perfectibilité, обычно называют его основополагающей чертой. Однако этот термин, введенный в философский словарь Ж.-Ж. Руссо, постепенно приобрел дополнительный смысл в немалой степени благодаря работам Н. де Кондорсе, Т. Мальтуса и Ч. Дарвина. Так человек, обладающий perfectibilité, не просто способен к работе над собой, но, совершенствуя свои способности, изменяет и окружающую его среду – как социальную, так и природную, – создавая более благоприятные условия для своего существования. Неслучайно именно perfectibilité стала ключевой категорией в теории общественного прогресса французских мыслителей в эпоху Просвещения, несмотря на то, что позднее она была подвергнута критике, прежде всего английскими авторами, обосновавшими ее органицистскую и биологическую природу, не исключив при этом perfectibilité из философского словаря, но дав этой категории иную эволюционистскую трактовку. О противопоставлении и взаимных контраргументах этих двух позиций и идет речь в данной статье. Кроме того, проводится параллель с некоторыми идеями С. Капицы, оказавшимся не только критиком мальтузианства, но и прямым последователем Кондорсе. Идеи совершенствования человека в современную эпоху получили развитие в трансгуманистическом движении. Кондорсе оказался как никогда актуален, а его теория прогресса человеческого разума, повлиявшая на становление современной исторической науки, сегодня нуждается в переосмыслении в новейшей перспективе усовершенствования ментальной и физической человеческой природы, в том числе с помощью современных технологий.

Добавлено: 10 июля 2019
Статья
Doronina A. Russian Journal of Philosophical Sciences (Filosofskie nauki). 2019. Vol. 62. No. 3. P. 25-39.

Концепт дионисийства становится основополагающим в творчестве русского символиста Вячеслава Иванова в 1900–1910-х гг., что находит свое выражение в построении оригинальной теории символизма. Символизм для поэта и мыслителя оказывается своеобразной философией искусства, претендующей на завершенность. Теория символизма Иванова вбирает в себя эстетику, этику, теорию познания, философию культуры. Концепция дионисийства, формирующаяся в процессе филологических изысканий Иванова в области греческой религии, отмечена влиянием Ф. Ницше. Однако под воздействием русской религиозно-философской мысли Иванов фактически приходит к противоположным, по сравнению с Ницше, выводам, касающимся как филологического, так и культурфилософского аспекта происхождения трагедии. В статье рассматривается восприятие Ивановым философии Ф. Ницше, а также расхождение Ницше и Иванова в понимании мифологемы Диониса. Особое внимание в статье уделено рассмотрению теории реалистического символизма, понятого Ивановым как символизм религиозный, центральной идеей которого становится стремление к обретению realia in rebus, ноуменальной сути вещей. В статье также обсуждаются представления Иванова о сближении мифа Диониса с религией христианства, особенности понимания философом культа Диониса, а также основные выводы Иванова, сделанные в отношении дионисийского культа и христианства.

Добавлено: 9 августа 2019
Статья
Акопов С. В. Философские науки. 2018. Т. 3. С. 154-159.

Замысел рецензируемой коллективной монографии состоит в феноменологическом исследовании «глобального беспорядка» однополярного мира, рассматриваемого в первой части монографии, и последующем переходе к обсуждению стратегии его преодоления во второй части. В заключительной третьей части книги авторы рассматривают религиозные, духовные и этические ресурсы для создания мирного и справедливого космополитичного миропорядка.

Добавлено: 4 сентября 2018
Статья
Чепурин К. В. Философские науки. 2012. № 3. С. 67-76.

Задача этой статьи – отталкиваясь от гегелевской антропологии, по-новому взглянуть на его философию природы и показать, что она имеет важнейшее антропологическое основание. Такого рода антропологический анализ позволит поставить под вопрос одну из основных линий критики гегелевской натурфилософии, традиционно утверждающую, что Гегель обесценивает природу, принимая тем самым и поощряя безграничную эксплуатацию природы человеком. Мы убедимся, что для Гегеля природный мир онтологически укоренен в душе человека и что «эксплуатация» природы даже теоретически не может выходить за пределы, совпадающие с пределами гегелевской антропологии и заданные общей логикой движения субъективного духа. Но и более того, мы увидим, что ни о каком отношении эксплуататор-эксплуатируемый у Гегеля здесь вообще не может идти речь. Напротив, предлагаемый антропологический разбор даст возможность реконструировать гегелевскую критику такого отношения к природе.

Добавлено: 25 октября 2012
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2008. № 6. С. 155-158.
Добавлено: 9 октября 2012
Статья
Маяцкий М. А. Философские науки. 2012. № 5. С. 48-51.
Добавлено: 21 сентября 2012
Статья
Виноградов А. О. Философские науки. 2015. № 1. С. 116-134.

Китай, что бы ни говорили о его стратегии в США, не собирается ни бросать вызов существующему мировому порядку, ни вписываться в него. КНР, стараясь не допускать открытой конфронтации с США и западными странами, выстраивает свой собственный мир, параллельный существующему, мир, основанный не столько на геополитике, сколько на геоэкономике. При этом уже самим своим существованием Китай доказывает возможность пути, отличного от Запада.

Добавлено: 30 октября 2018
Статья
Гаспарян Д. Э. Философские науки. 2019. Т. 62. № 5. С. 97-123.

Статья рассматривает особенности и специфические черты феноменологического подхода в рамках  современной аналитической философии. Несмотря на значительный рост доверия к феноменологическим подходам и феноменологии в целом со стороны аналитической философии, необходимо учитывать наличие заметных разночтений между классической трансцендентальной феноменологией Э. Гуссерля и более современными версиями феноменологии, которые были разработаны в современной аналитической философии. Разбору и анализу наиболее значимых из этих разночтений и посвящена данная статья. В частности, отмечено, что в отличие от скепсиса трансцендентальной феноменологии в отношении естественнонаучной методологии при исследовании сознания, аналитическая традиция феноменологии настроена на конструктивный диалог и сотрудничество с наукой. Показано, что феноменология в аналитической философии возлагает большие надежды на возможность сделать сознание предметом совместной исследовательской работы нейроученых и феноменологов. В статье показано, что при реализации этой задачи, феноменология в аналитической традиции нередко начинает толковаться с реалистских, и отчасти, натуралистских позиций, что не вполне согласуется с проектом трансцендентальной феноменологии. В качестве иллюстрации данного положения рассматриваются определенные подходы аналитической феноменологии, в частности те, в которых феномены толкуются с позиции логико-лингвистического анализа, а интенциональность связывается с деятельностью мозга и размещается в природном мире. Таким образом, феноменальное сознание интерпретируется как осознавание высокого порядка, а феномены предполагают градуальную природу и нередко отождествляются только с чувственными переживаниями, предполагающие коррелятивное соответствие субстратных данных физиологии мозга. На основании данного материала, в статье рассматриваются основания для толкования некоторых феноменологические теории, фундированных аналитической традицией, как примеров своеобразной феноменологии внетрансценденталистского происхождения.

Добавлено: 1 августа 2019
Статья
Кантор В. К. Философские науки. 2014. № 4. С. 53-64.

Теодицея и антроподицея, которую Бердяев находит у Достоевского, применима только к личности. Достоевский показал, что безграничная свобода личности приводит к безграничному деспотизму, т.е. абсолютному общественному злу. Но дело в том, что здесь происходит некая словесно-идейная подмена, понятие свободы в ее безграничности по сути дела оказывается своеволием, произволом, который прямо противоположен свободе. Позже он понял, что дело не в рациональном механизме, а в превращении злодейского хаоса в застывший ужас.Но хаос – зло изначальное, первобытное, а потому не дающее никакой свободы. Это даже не зло, а какой-то доисторический ужас, которого так боялись Кафка и Хайдеггер. Ничто, которое вдруг увидел человек вместо Бытия. Такое состояние мира уже за пределами человеческой истории. Это то, что угадал Достоевский. И то, что увидел Бердяев.

Добавлено: 23 октября 2014
Статья
Клепикова-Бабич Ю. В. Философские науки. 2019. Т. 62. № 4. С. 44-57.

В статье рассматриваются отдельные компоненты философско-исторической концепции Георгия Федотова. Исследование фокусируется на анализе имперской топики в творчестве Федотова, его представлений о культурной истории Российской империи, сущности имперского проекта в России. 

Работа отстаивает тезис о том, что в отношении к политическому и культурному феномену империи в трудах Федотова присутствует множественность интерпретаций: фокус его видения смещается от Средневековой Руси к империи Петра Великого, далее к рухнувшей империи Николая II и, наконец, к СССР, который Федотов также понимает как империю. 

Концепция империи вырастает у Федотова из описания результата централизации феодально-монархической власти в России эпохи Ивана Грозного и становится универсальным культурфилософским феноменом ввиду эволюции взглядов самого Федотова, индикатором которой является изменение его отношения к исторической концепции Ключевского. Империя в 1940-е годы рассматривается зрелым мыслителем как универсальная идея: определение этого понятия и его границ позволяет понять причины падения Российской империи. 

В статье дан анализ особенностей понимания Федотовым исторического развития России. В работе показано, что Федотов связывал пути спасения России с освоением духовного опыта древнерусской культуры. Одна из целей статьи состоит в том, чтобы показать эвристический потенциал культурфилософских идей Г.П. Федотова о миссии духовной элиты в процессе национального и государственного строительства. 

Добавлено: 15 марта 2020
Статья
Куманьков А. Д., Кашников Б. Н. Философские науки. 2020. Т. 63. № 1. С. 7-12.

Введение в раздел "Война и мiръ"

Добавлено: 22 июня 2020
Статья
Кара-Мурза А. А. Философские науки. 2020. Т. 63. № 7. С. 96-108.

В статье, написанной в жанре «интеллектуального краеведения», позволяющем органично соединить внимательное отслеживание конкретной человеческой судьбы и точное понимание подвижного культурно-географического контекста, исследуются обстоятельства первого посещения Италии в мае – июне 1904 г. русским художником Леонидом Осиповичем Пастернаком (1862–1945), отцом поэта Бориса Леонидовича Пастернака. В отличие от «итальянского путешествия» старшего сына Бориса (1912), хорошо известного литературоведам по стихотворению «Венеция» (в двух редакциях: 1913 и 1928 гг.) и «венецианским главам» мемуаров «Охранная грамота» (1931), подробности поездок Леонида Пастернака в Италию (1904, 1912, 1923) остаются практически неизвестными исследователям. Автор статьи полагает, что сохранившиеся материалы о пятидневном пребывании Леонида Пастернака в Венеции в 1904 г. дают возможность реконструировать особенности самоидентификации художника Леонида Пастернака. В статье приводятся многочисленные примеры того, как выходец из русско-еврейской семьи из Одессы Л.О. Пастернак в своих мемуарах и переписке с женой – пианисткой Розалией Пастернак, подчеркивает свою «одесскую» идентичность, имеющую многочисленные параллели с идентичностью «венецианской». Современная Венеция представляется «южанину» Леониду Пастернаку итальянским аналогом родной Одессы. Подобная самоидентификация Пастернака-старшего объясняется автором статьи не только одесским происхождением Л.О. Пастернака и фактом его долгого проживания в многонациональном южно-российском городе, но и обстоятельствами обучения в юности в Одесском художественном училище, основателями и преподавателями которого были в том числе итальянские художники и скульпторы, внесшие большой вклад в культурную историю Одессы.

Добавлено: 27 октября 2020
Статья
Силаева В. Л., Багдасарьян Н. Г. Философские науки. 2005. № 6. С. 39-58.
Добавлено: 26 сентября 2013