• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 173 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Климова С. М. Философские науки. 2013. № 9. С. 44-54.

Статья посвящена сопоставлению робототехники, андроидной науки и не- которым сходным с ней чертам современного неомифологического мышления. Происходит сравнение идей андроида (человекоподобия) и ранних антропоморф- ных мифов. Особое внимание уделено идее идентичности современного челове- ка в контексте проблем робототехники и андроидной науки.

Добавлено: 20 сентября 2014
Статья
Новиков Д. В. Философские науки. 2011. № 2.

В статье, ставшей основой выступления на второй московской сессии международного проекта «Словарь войны» рассматривается один из концептов словаря – «смерть». Отстраняясь от культурологического, антропологического или экзистенциально-психилогического подхода, в статье делается попытка  некоего иного подхода к этой теме в буквальном смысле, «лишенной какого-либо концепта». В этой связи, анализ в статье сосредотачивается на некоторых фрагментах пост-хайдеггеровской  дискуссии, возникшей, прежде всего во французской мысли. «Смерть» ,  являясь предельным понятием, неизбежным образом  оказывается местом определенного «немыслимого» культуры и, как следствие, – местом парадоксальных переворачиваний, логика которых выходит  далеко за пределы понятия «смерти» в узком смысле и затрагивает самые различные сферы опыта и рефлексии   В статье как раз и  предлагаются контуры такого возможного взаимного прочтения некоторых текстов Бланшо, Нанси, Деррида, Хайдеггера

Добавлено: 21 декабря 2010
Статья
Мирошниченко М. Д. Философские науки. 2018. Vol. 8. P. 144-159.
Добавлено: 5 декабря 2018
Статья
Углева А. В. Философские науки. 2016. № 2. С. 50-60.

Cтатья представляет собой краткий анализ условий проникновения иезуитов в Россию. В центре внимания - влияние педагогической системы Игнатия Лойолы – основоположника Общества Иисуса - на формирование самосознания русской аристократии второй половины 18-19 вв. и появление феномена русского католицизма.

Добавлено: 12 февраля 2016
Статья
Vinogradova O., Ugleva A. V. Философские науки. 2019. Vol. 62. No. 4. P. 113-131.

Начиная с эпохи Просвещения, способность человека к совершенствованию, или perfectibilité, обычно называют его основополагающей чертой. Однако этот термин, введенный в философский словарь Ж.-Ж. Руссо, постепенно приобрел дополнительный смысл в немалой степени благодаря работам Н. де Кондорсе, Т. Мальтуса и Ч. Дарвина. Так человек, обладающий perfectibilité, не просто способен к работе над собой, но, совершенствуя свои способности, изменяет и окружающую его среду – как социальную, так и природную, – создавая более благоприятные условия для своего существования. Неслучайно именно perfectibilité стала ключевой категорией в теории общественного прогресса французских мыслителей в эпоху Просвещения, несмотря на то, что позднее она была подвергнута критике, прежде всего английскими авторами, обосновавшими ее органицистскую и биологическую природу, не исключив при этом perfectibilité из философского словаря, но дав этой категории иную эволюционистскую трактовку. О противопоставлении и взаимных контраргументах этих двух позиций и идет речь в данной статье. Кроме того, проводится параллель с некоторыми идеями С. Капицы, оказавшимся не только критиком мальтузианства, но и прямым последователем Кондорсе. Идеи совершенствования человека в современную эпоху получили развитие в трансгуманистическом движении. Кондорсе оказался как никогда актуален, а его теория прогресса человеческого разума, повлиявшая на становление современной исторической науки, сегодня нуждается в переосмыслении в новейшей перспективе усовершенствования ментальной и физической человеческой природы, в том числе с помощью современных технологий.

Добавлено: 10 июля 2019
Статья
Doronina A. Философские науки. 2019. Vol. 62. No. 3. P. 25-39.

Концепт дионисийства становится основополагающим в творчестве русского символиста Вячеслава Иванова в 1900–1910-х гг., что находит свое выражение в построении оригинальной теории символизма. Символизм для поэта и мыслителя оказывается своеобразной философией искусства, претендующей на завершенность. Теория символизма Иванова вбирает в себя эстетику, этику, теорию познания, философию культуры. Концепция дионисийства, формирующаяся в процессе филологических изысканий Иванова в области греческой религии, отмечена влиянием Ф. Ницше. Однако под воздействием русской религиозно-философской мысли Иванов фактически приходит к противоположным, по сравнению с Ницше, выводам, касающимся как филологического, так и культурфилософского аспекта происхождения трагедии. В статье рассматривается восприятие Ивановым философии Ф. Ницше, а также расхождение Ницше и Иванова в понимании мифологемы Диониса. Особое внимание в статье уделено рассмотрению теории реалистического символизма, понятого Ивановым как символизм религиозный, центральной идеей которого становится стремление к обретению realia in rebus, ноуменальной сути вещей. В статье также обсуждаются представления Иванова о сближении мифа Диониса с религией христианства, особенности понимания философом культа Диониса, а также основные выводы Иванова, сделанные в отношении дионисийского культа и христианства.

Добавлено: 9 августа 2019
Статья
Акопов С. В. Философские науки. 2018. Т. 3. С. 154-159.

Замысел рецензируемой коллективной монографии состоит в феноменологическом исследовании «глобального беспорядка» однополярного мира, рассматриваемого в первой части монографии, и последующем переходе к обсуждению стратегии его преодоления во второй части. В заключительной третьей части книги авторы рассматривают религиозные, духовные и этические ресурсы для создания мирного и справедливого космополитичного миропорядка.

Добавлено: 4 сентября 2018
Статья
Чепурин К. В. Философские науки. 2012. № 3. С. 67-76.

Задача этой статьи – отталкиваясь от гегелевской антропологии, по-новому взглянуть на его философию природы и показать, что она имеет важнейшее антропологическое основание. Такого рода антропологический анализ позволит поставить под вопрос одну из основных линий критики гегелевской натурфилософии, традиционно утверждающую, что Гегель обесценивает природу, принимая тем самым и поощряя безграничную эксплуатацию природы человеком. Мы убедимся, что для Гегеля природный мир онтологически укоренен в душе человека и что «эксплуатация» природы даже теоретически не может выходить за пределы, совпадающие с пределами гегелевской антропологии и заданные общей логикой движения субъективного духа. Но и более того, мы увидим, что ни о каком отношении эксплуататор-эксплуатируемый у Гегеля здесь вообще не может идти речь. Напротив, предлагаемый антропологический разбор даст возможность реконструировать гегелевскую критику такого отношения к природе.

Добавлено: 25 октября 2012
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2008. № 6. С. 155-158.
Добавлено: 9 октября 2012
Статья
Маяцкий М. А. Философские науки. 2012. № 5. С. 48-51.
Добавлено: 21 сентября 2012
Статья
Виноградов А. О. Философские науки. 2015. № 1. С. 116-134.

Китай, что бы ни говорили о его стратегии в США, не собирается ни бросать вызов существующему мировому порядку, ни вписываться в него. КНР, стараясь не допускать открытой конфронтации с США и западными странами, выстраивает свой собственный мир, параллельный существующему, мир, основанный не столько на геополитике, сколько на геоэкономике. При этом уже самим своим существованием Китай доказывает возможность пути, отличного от Запада.

Добавлено: 30 октября 2018
Статья
Гаспарян Д. Э. Философские науки. 2019. Т. 62. № 5. С. 97-123.

Статья рассматривает особенности и специфические черты феноменологического подхода в рамках  современной аналитической философии. Несмотря на значительный рост доверия к феноменологическим подходам и феноменологии в целом со стороны аналитической философии, необходимо учитывать наличие заметных разночтений между классической трансцендентальной феноменологией Э. Гуссерля и более современными версиями феноменологии, которые были разработаны в современной аналитической философии. Разбору и анализу наиболее значимых из этих разночтений и посвящена данная статья. В частности, отмечено, что в отличие от скепсиса трансцендентальной феноменологии в отношении естественнонаучной методологии при исследовании сознания, аналитическая традиция феноменологии настроена на конструктивный диалог и сотрудничество с наукой. Показано, что феноменология в аналитической философии возлагает большие надежды на возможность сделать сознание предметом совместной исследовательской работы нейроученых и феноменологов. В статье показано, что при реализации этой задачи, феноменология в аналитической традиции нередко начинает толковаться с реалистских, и отчасти, натуралистских позиций, что не вполне согласуется с проектом трансцендентальной феноменологии. В качестве иллюстрации данного положения рассматриваются определенные подходы аналитической феноменологии, в частности те, в которых феномены толкуются с позиции логико-лингвистического анализа, а интенциональность связывается с деятельностью мозга и размещается в природном мире. Таким образом, феноменальное сознание интерпретируется как осознавание высокого порядка, а феномены предполагают градуальную природу и нередко отождествляются только с чувственными переживаниями, предполагающие коррелятивное соответствие субстратных данных физиологии мозга. На основании данного материала, в статье рассматриваются основания для толкования некоторых феноменологические теории, фундированных аналитической традицией, как примеров своеобразной феноменологии внетрансценденталистского происхождения.

Добавлено: 1 августа 2019
Статья
Кантор В. К. Философские науки. 2014. № 4. С. 53-64.

Теодицея и антроподицея, которую Бердяев находит у Достоевского, применима только к личности. Достоевский показал, что безграничная свобода личности приводит к безграничному деспотизму, т.е. абсолютному общественному злу. Но дело в том, что здесь происходит некая словесно-идейная подмена, понятие свободы в ее безграничности по сути дела оказывается своеволием, произволом, который прямо противоположен свободе. Позже он понял, что дело не в рациональном механизме, а в превращении злодейского хаоса в застывший ужас.Но хаос – зло изначальное, первобытное, а потому не дающее никакой свободы. Это даже не зло, а какой-то доисторический ужас, которого так боялись Кафка и Хайдеггер. Ничто, которое вдруг увидел человек вместо Бытия. Такое состояние мира уже за пределами человеческой истории. Это то, что угадал Достоевский. И то, что увидел Бердяев.

Добавлено: 23 октября 2014
Статья
Силаева В. Л., Багдасарьян Н. Г. Философские науки. 2005. № 6. С. 39-58.
Добавлено: 26 сентября 2013
Статья
Мещеряков А. Н. Философские науки. 2018. № 8. С. 67-89.

Слово «самурай» прочно вошло в современный русский язык и, наряду с Фудзиямой, гейшей и сакурой, является одной из «визитных карточек» Японии. Однако так было, разумеется, не всегда. В данной статье прослеживается первоначальный процесс восприятия понятия «самурай» в дореволюционной России и Советском Союзе: от 1890-х гг., от первых военных побед быстро модернизирующейся Японии, до Русско-японской войны и далее до начала Второй мировой войны. Поначалу наделяемый признаками «детскости» или «женственности», мягкости и изящества, образ Японии постепенно становится «мужественным» и все чаще связывается с понятием «самурая». Само это понятие соотносится поначалу с такими качествами, как воинственность и жестокость, но также и преданность господину и «рыцарская» честь; нередко вслед за Нитобэ Инадзо лучшие качества японцев в целом возводятся к самурайской традиции. В дальнейшем японцы предстают во все более карикатурном виде, как алчные, но бессильные агрессоры; поначалу этот образ не связывался с понятием «самурай», но к 1930-м гг. срастается с ним. При этом советские авторы критикуют «женственный» образ Японии; как правящий эксплуататор, так и эксплуатируемый трудящийся чаще всего имеют «мужские» черты. Статья прослеживает ранние японские заимствования в отечественных словарях иностранных слов, отзывы о японцах в сочинениях русских и советских литераторов, характеристики страны и ее жителей в популярных изданиях, посвященных Японии, а также пропагандистские тексты и изображения.

Добавлено: 27 января 2019
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2010. № 11. С. 17-35.
Добавлено: 22 февраля 2011
Статья
Жукова О. А. Философские науки. 2015. № 4. С. 50-63.

Первая Мировая война стала выражением глубокого духовного и политического кризиса Европы. Для России она оказалась настоящей катастрофой. По мнению многих европейских и русских интеллектуалов, в этой войне сгорели ценности просвещенной христианской Европы, составлявшие суть проекта модерна. Русские философы, анализируя события войны, с новой силой продолжили дискуссии, начатые славянофилами и западниками. Противостояние Германии и России столкнуло мыслителей в непримиримом споре о духовной сущности русской и германской культуры. Статьи и публичные доклады русских философов доносят до нас голос Великой войны, помогая понять ее смысл.

Добавлено: 20 июля 2015
Статья
Rehn R. Философские науки. 2013. № 1. С. 107-116.

Войти в политическую систему Аристотеля без понимания сути проекта платоновского «Государства» невозможно. Данная статья посвящена рассмотрению спора Платона и Аристотеля о форме политического устройства общества. Автор полагает, что специфические особенности государства проявляются в его образовательной системе, поэтому теме образования в статье отведено особое место. Анализируя аристотелевскую критику ключевых для «Государства» Платона понятий единства и образования, он подводит нас к концепции государства Аристотеля, которая подразумевает возможность реализации добродетельной, счастливой и независимой жизни в обществе.

Добавлено: 9 апреля 2013
Статья
Любимов С. Е. Философские науки. 2014. № 6. С. 131-135.

Исполнились 500 лет с момента написания трактата Никколо Макиавелли «Государь», трактата навсегда изменившего характер и сущность политической мысли. В этом трактате Макиавелли затрагивает практически весь спектр современной политической науки. В данной работе мы рассмотрим основные тенденции изучения философии Макиавелли сегодня, и увидим, с какими трудностями сегодня сталкиваются современные интерпретаторы его философии. В ходе данного исследования мы попытаемся ответить на вопрос, как сегодня выглядит образ Никколо Макиавелли. Является ли он «великим патриотом своей родины» или же «учителем зла».

Добавлено: 20 октября 2017
Статья
Философские науки. 2006. № 3-4. С. 151-163.
Добавлено: 17 сентября 2008
Статья
Жукова О. А. Философские науки. 2015. № 7. С. 14-27.

Владимир Васильевич Вейдле, выдающийся русский мыслитель, искусствовед и философ культуры. После революции в России Вейдле, подобно многим русским интеллектуалам, стал эмигрантом. Большую часть жизни он провел в Париже. В фокусе его философских рассуждений находится историческая трагедия русского государства и русской культуры. Главная мысль философии культуры Вейдле сводится к идее культурного единства России и Европы. Владимир Вейдле формулирует программу возвращения к исторической России. Основная задача современной России должна заключаться в наследовании, преемственности и творческом переосмыслении культурного опыта.

Добавлено: 24 сентября 2015