?
La facticité de la situation de la réduction phénoménologique
Interpretationes. Studia philosophica europeanea. 2014. Vol. 1. No. 2. P. 85-98.
Научное направление:
Философия, этика, религиоведение
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
французский
Чернавин Г. И., Nordhausen : Verlag Traugott Bautz GmbH, 2011
Der Verfasser vertritt die These, dass die Perspektiven des phänomenologischen Projekts in einer Weiterentwicklung der phänomenologischen Methodenlehre bestehen. Die vorliegende Studie behandelt daher drei methodologische Strategien der Spätphilosophie Edmund Husserls. Als Projekte bilden sie drei methodologische Alternativen innerhalb der Husserlschen Phänomenologie und umschreiben drei Perspektiven: die "transzendentale Archäologie des Bewusstseins" (Rekonstruktion der Urstiftungen und Abbau-Analyse ...
Добавлено: 3 октября 2014 г.
Рябушкина Т. М., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2024 № 2
В статье представлен подход к исследованию субъективности как условия возможности сознательного опыта, не допускающий, с одной стороны, объективации субъекта познания, рассмотрения его в качестве вещи среди других вещей сознаваемого мира, а с другой – его формализации и элиминации. В трансцендентализме И. Канта и в трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля Я как условие возможности опыта оказывается за ...
Добавлено: 23 ноября 2023 г.
Чернавин Г. И., HORIZON. Феноменологические исследования 2012 Т. 1 № 2 С. 7-40
В статье рассматриваются различные значения телеологии в феноменологии Э. Гуссерля,а именно три тематические рубрики телеологического: телеология истории, этическаятелеология, телеология интенциональности (имманентная телеология опыта). В рамкахпоиска общих черт разноплановых телеологических исследований выделяются следую-щие структурные моменты феноменологической телеологии опыта: согласованность,полнота, бесконечность (бесконечные задачи). На основании этого делаются выводыо роли телеологии при осуществлении интенционального анализа сознания, а также ...
Добавлено: 13 октября 2014 г.
Даль Э., Гиргель Д., Наливайко И. и др., В : Логвінаў, 2015
Издание представляет собой авторизированный перевод сборника Phenomenology of Everyday Life белорусско-норвежского коллектива авторов, вышедшего на английском языке в Осло в 2014г. В сборнике с различных дисциплинарных точек зрения рассматриваются теоретические и практические аспекты изучения феноменологии повседневности (спорт, фотография, онлайн-игры, театр и др.). ...
Добавлено: 22 ноября 2015 г.
Мирошниченко М. Д., Эпистемология и философия науки 2019 Т. 56 № 1 С. 65-80
Статья посвящена рассмотрению основных подходов к интеграции философского и научного пониманий природы и функционирования сознания. Рассматривается проект натурализации феноменологии – методологического сращивания когнитивной науки и философии, отправляющейся от опыта мира от первого лица, которое встроило бы объяснительные модели феноменологии в натуралистическую картину мира. Показывается, что проект натурализации не способен принять перспективу первого лица «всерьез» в ...
Добавлено: 23 сентября 2018 г.
Чернавин Г. И., Козырева А. С., Tengelyi L., HORIZON. Феноменологические исследования 2013 Т. 2 № 1 С. 208-234
Ласло Тенгели (р. 1954) — венгерский философ и преподаватель высшей школы. С 2001 г. — профессор Университета Вупперталя (Германия); 2003–2005 гг. — прези- дент Deutsche Gesellschaft für phänomenologische Forschung; член научного совета ряда феноменологических журналов, в том числе: Husserl Studies, Annales de phénoménologie, Horizon. Феноменологические исследования и др.; с 2005 г. — председатель Institut für ...
Добавлено: 13 ноября 2014 г.
Кирсберг И. В., Философия и культура 2012 № 11 С. 29-38
В первой части статьи обосновано понимание богословия как не науки: по феноменологически выявляемым особенностям чувства в отличие от мышления показано ценностное, а не познавательное качество богословия. По особенностям взаимодействия чувства и мышления, соответственно с различением видов соподчинения ценности и знания, показана неоднородность богословия как дисциплины – с преобладанием ценностного. Таким же образом предусмотрено религиоведение – ...
Добавлено: 31 января 2013 г.
Рябушкина Т. М., Антиномии 2017 Т. 17 № 4 С. 7-23
Восприятие познающим субъектом независящей от него реальности, несмотря на историческое первенство и соответствие интуиции обыденного сознания, в процессе развития феноменологической теории познания утрачивает значение источника новизны содержаний сознания и основы всякого приобретенного знания. Основанием отрицания восприимчивости является невозможность установления соответствия между несвязанными чувственными данными и понятиями, выполняющими функцию единства. Полагание исходных связей результатов восприимчивости также ...
Добавлено: 8 июня 2017 г.
Рябушкина Т. М., Антиномии 2015 Т. 15 № 1 С. 28-44
Идея пререфлексивного самосознания – ответ на трудности классической (рефлексивной) теории самопознания, связанные с поиском источника сознания, который не может быть дан в самом опыте. Можно ли говорить о существовании классической модели трансцендирования опыта? Если да, то в чем ее суть и принципиальные трудности? Позволяет ли идея пререфлексивного самосознания выработать альтернативу классической модели?
Результатами рефлексии о сознании ...
Добавлено: 14 марта 2015 г.
Павлов И. И., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2018 Т. II № 4 С. 51-89
В статье анализируются трансформации, которые претерпевает феноменология смерти М. Хайдеггера в работах В. В. Бибихина. Для этого феноменология смерти Бибихина рассматривается в контексте онтологии времени, представленной в лекционном курсе «Пора» и существенно отличающейся от темпоральной структуры «Бытия и времени». Главным отличием становится сближение в «Поре» прошлого и будущего, каждое из которых дано человеку как та ...
Добавлено: 3 января 2019 г.
Чернавин Г. И., Annales de Phénoménologie (Франция) 2014 No. 13 P. 67-86
Nous prenons donc comme fil conducteur de cet article le motif de l’enrichissement de sens (Sinnbereicherung). Pour ce faire, nos prochaines réflexions seront consacrées à la question de la « richesse » et de la « concrétude » de la vie transcendantale, obtenues par la méthode phénomé- nologique. Pour Husserl, la vie transcendantale est plus ...
Добавлено: 13 октября 2014 г.
Мирошниченко М. Д., Философский журнал 2017 Т. 10 № 4 С. 104-120
В статье рассматривается проблема архи-ископаемого как ключевого элемента критики трансцендентальной философии, в частности, феноменологии в качестве разновидности «корреляционизма» в спекулятивно-материалистическом проекте К. Мейясу. Предлагается реконструкция позиции Мейясу как анти-трансцендентализма, развивающегося на основе принципа фактуальности и фактора контингентности. Проект Мейясу сопоставляется с одной из современных версий натурализма, согласной с ним в вопросе контингентности и естественно-исторической обусловленности ...
Добавлено: 11 октября 2017 г.
Рябушкина Т. М., Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия 2014 Т. 12 № 4 С. 24-30
Классический поиск оснований сознательного опыта, осуществляемый посредством рефлексии, приводит к полаганию двух фундаментальных характеристик сознания – временности (сознание есть поток) и субстанциональности (нечто устойчивое противостоит временным изменениям). Эти характеристики являются основаниями лабиринта Юма, составляют основу кантовского априоризма. Феноменология не принимает классического решения ввиду его формального характера и пытается обнаружить основание сознания в нем самом как ...
Добавлено: 6 декабря 2014 г.
Канаева Н. А., Вопросы философии 2020 № 3 С. 186-193
Настоящая статья является полемическим ответом на статью А.Ю. Неделя
(«Вопросы философии», 7, 2018). Критически разбирается гипотеза А. Неделя, согласно которой в феноменологии Э. Гуссерля содержится сотериологическая модель. В качестве аргументов опровержения используются высказывания Гуссерля и Васубандху о стратегических целях их исследований,
показывающие фундаментальные отличия названных целей, различия неявных, детерминированных культурами, предпосылок их исследований (в частности, неодинаковые представления ...
Добавлено: 11 апреля 2020 г.
Berlin, Brux., Oxford, Wien, Frankfurt am Main, NY, Bern : Peter Lang, 2014
Cet ouvrage cible la pratique qui est solidaire de la fondation de la connaissance réalisée par la phénoménologie, en voyant dans cette pratique la condition même de la formulation positive de son projet. Dans cette perspective, la critique sociale et la psychopathologie sont notamment les deux champs pratiques où la phénoménologie se trouve investie, par-delà ...
Добавлено: 13 ноября 2014 г.
Ищенко Н. И., Антиномии 2018 Т. 18 № 3 С. 27-46
Предметом исследования является хайдеггеровское экзистенциально-онтологическое рассмотрение феномена человеческого бытия (Dasein - «вот-бытия») как трансцендирующей структуры. В работе обосновывается вывод о том, что истолкование данного бытия в аспекте интенциональности сознания - то есть как «трансценденции» в понимании М. Хайдеггера - означает выход за пределы Гуссерлевой феноменологии. Так, поставив вопрос об интенциональности как о специфическом способе бытия (но не познания), Хайдеггер, в отличие от Э. Гуссерля, трактует последний не как акт, имманентный сознанию, ...
Добавлено: 21 октября 2018 г.
Малинкин А. Н., Вопросы философии 2015 № 11 С. 175-186
В фокусе сравнительного анализа – две фундаментальные проблемы методологий М. Шелера и К. Манхейма: обоснование нового социоцентрического способа мышления, представленного в социологии знания, и проблема объективности познания, связанная с отражением угрозы релятивизма. При различиях в базовых предпосылках и путях решения указанных проблем в воззрениях двух мыслителей обнаруживаются неожиданные существенные сходства. Они дают основания для изменения ...
Добавлено: 3 марта 2016 г.
Чернавин Г. И., Horizon. Феноменологические исследования 2013 Т. 2 № 1 С. 28-47
В этой статье рассматриваются проблематика имманентной телеологии опыта в рамках трансцендентальной феноменологии, в том числе такие проблемы как наполнение интенции, адекватная очевидность, импликации разума в опыте. Отдельное внимание уделяется тематике Вещи, которая рассматривается как «регулятивная идея» и как τέλος. В статье также обсуждается синтез согласованности опыта и мысленный эксперимент по нарушению согласованности. В заключение будут ...
Добавлено: 14 октября 2014 г.
Руткевич А. М., Вопросы философии 2019 № 12 С. 118-131
В статье проводится мысль о том, что для А. Кожева на протяжении
его курса «Введение в чтение Гегеля» центральной фигурой являлся
«гештальт» интеллектуала. Автор статьи подчеркивает: начало перехода от отношения господства и рабства к буржуазному миру Кожев видит уже в поздней Римской империи, а в Новое время мы имеем дело
с преобладанием буржуа как человеческого типа. Интеллектуал Кожева ...
Добавлено: 18 декабря 2019 г.
Мирошниченко М. Д., Философские науки 2020 Т. 63 № 4 С. 46-63
Статья посвящена реконструкции обсервационной философии Александра Пятигорского в контексте противостояния двух версий трансцендентального проекта человека в мире. Первый проект акцентирует внимание на инвариантной, функциональной организации познающих систем, абстрагируясь от телесной, аффективной и феноменологической реализации этой организации. Второй, напротив, делает основную ставку на феноменологической перспективе опыта данности, всегда уже зависящего от того, чей это опыт и ...
Добавлено: 26 января 2020 г.
Kirsberg I.W., Journal for the Study of Religions and Ideologies 2019 Vol. 18 No. 52 P. 142-155
This paper provides a foundation for a form of phenomenology, namely
phenomenological, that rejects the traditional phenomenology of religion in order to
provide a cognitive and non-theological discipline in the study of religion. Proposed
amendments to phenomenology are based on the ideas of E. Husserl. The simultaneous
strict distinction and necessary cooperation between facts and phenomena provided by the
impurity ...
Добавлено: 24 февраля 2019 г.
Веретенников А. А., М. : Изд-во РГГУ, 2019
В пятый выпуск Ежегодника по феноменологической фи- лософии вошли статьи, посвященные важнейшим феноменоло- гическим темам: событие, мир, интерсубъективность. В основе выпуска – материалы конференций, проведенных философским факультетом РГГУ в 2018 году: «От бытия к событию: пути пост- метафизического мышления» и «Алешинские чтения 2018: Ин- терсубъективность, коммуникация, солидарность». Кроме этого, в номере опубликованы русские переводы статей ...
Добавлено: 30 апреля 2020 г.
Ямпольская А. В., Вестник РГГУ. Серия "Философские науки. Религиоведение" 2013 Т. 11 № 112 С. 39-50
В «Бытии и времени», а также в примыкающих к этой работе лекционных курсах Хайдеггер разворачивает методический жест Гуссерля: уже не метод определяет предмет, но, напротив, предмет феноменологии как способ встречности бытийных структур определяет феноменологический метод как метод их «вычитывания» или «расчистки». Легитимной областью философской работы становится не отраженный в запаздывающем зеркале рефлексии феномен, а тот ...
Добавлено: 24 марта 2014 г.