Статья
Consumer Discourse and Ideology: Investigating the Role of Values and Evaluation in Online Men's Lifestyle Magazines
The article takes a closer look at the language of appraisal in online versions of popular men’s lifestyle magazines vis-à-vis the concept of 'value', which is understood in three basic ways – as normative beliefs, value concepts and personal values. Following the analysis of the two passages it is argued that discursive function of values is twofold. On the one hand, specific instances of appraisal in discourse invoke values (that have been interpreted and conceptualized elsewhere) to legitimize a given social practice. On the other hand discursive recontextualization of such practices are discourse-in-the-making aimed at (re)conceptualizing and (re)negotiating specific value concepts – a process that may contribute to formation of new values on the part of the addressee, including personal values.
These dialectically related functions are then interpreted in a broader CDA perspective as ideological effects and instances of reproduction of social power of consumerist capitalism.
Modern capitalism favors values that undermine our face-to-face bonds with friends and family members. Focusing on the post-communist world, and comparing it to more 'developed' societies, this book reveals the mixed effects of capitalist culture on interpersonal relationships. While most observers blame the egoism and asocial behavior found in new free-market societies on their communist pasts, this work shows how relationships are also threatened by the profit orientations and personal ambition unleashed by economic development. Successful people in societies as diverse as China, Russia, and Eastern Germany adjust to the market economy at a social cost, relaxing their morals in order to obtain success and succumbing to increased material temptations to exploit relationships for their own financial and professional gain. The capitalist personality is internally troubled as a result of this "sellout," but these qualms subside as it devalues intimate qualitative bonds with others. This book also shows that post-communists are similarly individualized as people living in Western societies. Capitalism may indeed favor values of independence, creativity, and self-expressiveness, but it also rewards self-centeredness, consumerism, and the stripping down of morality. As is the case in the West, capitalist culture fosters an internally conflicted and self-centered personality in post-communist societies.
В чем особенности исторического пути России? Сегодня этот вопрос интересует не только ученых и политиков, но и широкий круг рядовых граждан. Тот же вопрос задавали себе и немцы, как до объединения Германии, так и в различные кризисные периоды существования этой страны. Сама идеология (система взглядов) «особого пути» России оказывается вовсе не особенной, не уникально российской. Почему возникли однотипные идеологии в разных странах? Как они отражаются в политической практике и влияют на нее? Можно ли использовать идеологию «особого пути» как инструмент модернизации России? Эти проблемы обсуждают в представленном сборнике российские и немецкие ученые – историки, социологи, политологи.
Описываемые в статье результаты интеррогативного психолингвистического эксперимента – это часть более обшир-ного исследования влияния социокультурного знания на коммуникацию в Интернет дискуссиях читателей статей американской прессы. Эксперимент позволяет получить комплексную модель знания о положительно/отрицательно оцениваемых событиях в американском социуме и уделить особое внимание ценностно-оценочному компоненту. Такая модель в дальнейшем может служить основой для объяснения используемых аргументативных и манипулятивных коммуникативных стратегий при вербальном описании событий. Описываемый тип социокультурных ментальных структур рассматривается как динамический когнитивный гештальт, потенциально разложимый на параметры, но несводимый к их сумме, характеризующийся как индивидуальным существованием в сознании отдельного носителя языка, так и распределенным в некотором социокультурном сообществе существованием в виде абстрактного социального инварианта. В статье демонстрируется преимущество психолингвистического подхода к моделированию фрагментов фоновых знаний по сравнению с использованием исключительно интроспективного анализа текстового материала, так как он позволяет методологически разделить исследование ментальных структур и конкретных случаев языковой коммуникации, протекающей на их основе, и дает возможность избежать порочного круга исследования коммуникативных стратегий, используемых в тексте, с опорой исключительно на структуры, смоделированные на той же текстовой основе.
Совместное исследование, проведенное междисциплинарной группой российских и шведских лингвистов, социологов и педагогов-психологов на грант Шведского института помимо решения прагматических задач, связанных с выявлением относительной качественно-количественной специфики национальных ценностных когнитивных репрезентаций, имело, прежде всего, методологические цели. Они состояли в проверке эффективности разработанных экспериментальных когнитивно-лингвистических приемов (и, соответственно, лежащих в их основе теоретических представлений), направленных на получение фактических данных, позволяющих реконструировать и сопоставить соответствующие области когнитивных репрезентаций.
Интенсивные социальные и культурные изменения в современном обществе тесно связаны с трансформирующейся ролью профессий и их определением в контексте социальной политики на локальном и международном уровнях. Неолиберальные тенденции в управлении социальной политикой с их акцентами на учете потребностей клиента и конкуренции между провайдерами обусловливают изменение требований к услугам специалистов, занятых в здравоохранении и социальной защите. Профессии становятся полигоном выработки новых подходов к управлению, и в то же время они остаются ключевыми игроками политического процесса, участвуют в обеспечении тех видов обслуживания, к которым постоянно апеллируют институты государства всеобщего благосостояния и граждане. Стратегии профессионалов, формулируемые в их собственных интересах, в стремлении монополизировать власть экспертизы, уже не устраивают граждан, чьи возможности выбора, влияния и контроля над профессионалами расширяются. В социальном государстве растет влияние менеджериального контроля над профессионалами, и единственной альтернативой ему может стать объединение специалистов в саморегулирующиеся профессиональные ассоциации, преодолевающие границы организаций и государств. В этой статье мы обсудим концепцию данной книги, остановимся коротко на ключевых теоретических предпосылках и инструментарии исследовательского проекта, в рамках которого подготовлены вошедшие сюда работы.
Монография посвящена проблемам современного лингвистического аксиологического анализа и обоснованию этносемиометрии в качестве одного из возможных способов его реализации. В русле фундаментальной онтологической парадигмы «Человек-Язык-Культура-Мир (миры)» выделяется глубинное оценочное измерение, эпистемологически осмысляемое в ряду таких интегральных понятий, как «картина мира», «жизненный мир человека», «дискурс», «субъектность», «ценностная археология знания». Этносемиометрия определяется методологически как вид семантической интерпретации, выходящий на глубинный оценочный уровень текста/дискурса. Уточняются принципы, условия, контексты использования этносемиометрии, и на этой основе осуществляется многоаспектный аксиологический анализ в пространстве межкультурной коммуникации.
Рассматривается возможность применения классической модели критического дискурс-анализа для изучения новых религиозных движений на примере одного из ярких их представителей.
Анализ темы болезни в литературно-дидактическом каноне начальной школе и визуальной репрезентации в учебниках.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными аспектами развития современного информационного пространства.
Словарь–справочник содержит более 150 терминов и понятий, а также описание методов и средств разработки, применяемых в информационном поиске.
Может использоваться в качестве справочника по терминологии, существующим прикладным системам и средствам обработки текстовой и фактографической информации.
Для специалистов, занимающихся разработкой технологических решений и программных продуктов в области информационного поиска и извлечения фактографических данных из текстовой информации, а также в области семантического Веба.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными аспектами современных коммуникационных процессов.
Статья посвящена анализу критических очерков, статей и эссе итальянских писталей, литературных критиков и литературоведов (А. Моравии, И. Кальвино, Ф. Фортини, К. Кассола, К. Салинари), опубликованных в 50-ых гг. XX века в Италии (собранных в сборник ""Доктор Живаго", Италия, 1958", М.: Река времен, 2012 г.) - как реакция на публикацию в Италии романа Нобелевского лауреата по литературе - Бориса Пастернака - "Доктора Живаго".
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
В статье описываются закономерности реализации эмоциональных высказываний в диалогической и монологической речи. Основное внимание автора обращено на характерные признаки речи говорящего, находящегося в состоянии эмоционального напряжения, и на композиционно-прагматические особенности диалогического и монологического текста.
Недостаточное количество учебных часов и ограниченное владение вторым иностранным языком не способствуют полноценному профессионально ориентированному обучению. Приходится использовать лишь некоторые компоненты профессионального обучения: чтение и реферирование текстов по специальности, поиск профессиональной информации в различных её источниках, ведение личной и деловой переписки. Важный компонент профессиональной деятельности – умение анализировать информацию, представленную в графике, таблице или диаграмме. Необходимость диктуется тем, что данный вид деятельности является частью экзамена, для получения сертификата Test DaF, дающего право на обучение или работу в Германии.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.