?
Карьерная траектория учителя в мегаполисе и проблема образовательного неравенства
В статье рассматриваются процессы стратификации в профессиональной группе учителей в условиях неравенства образовательных возможностей, сложившихся в России. В качестве ключа к пониманию стратификационных процессов в учительской среде мы предлагаем использовать индивидуальные карьерные траектории учителей, а именно моменты выбора и смены школы учителем. Материалом послужили интервью с учителями (N=49) и анкетирование учителей (N=427) в Петербурге. Анализ показал, что на рынке труда учителей сосуществуют разные модели трудоустройства, сближающие его и с рынком квалифицированного, и с рынком неквалифицированного труда и государственной службой. Особо выделяется модель имбридинга (приход на работу в ту же школу, которую закончил), в которой трудоустройство в школу можно рассматривать как форму принадлежности к локальному сообществу. В условиях ограниченной мобильности на рынке труда учителей преобладание тех или иных моделей трудоустройства в школах, различающихся уровнем престижа, может служить одним из механизмов дальнейшего воспроизводства образовательного неравенства.