• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Новые подходы в измерении инноваций в образовании (комментарии к докладу ОЭСР 2019)

С. 37-54.

В статье обсуждаются методологические ограничения исследования ОЭСР и их влияние на интерпретацию российских данных. Результаты детального анализа каждой группы индексов и рассмотрения результатов через призму российского контекста приводят нас проблематизировать лидирующую позицию России (3-е место) в мировом рейтинге по общему объему изменений в школьном образовании (с 2006 по 2016 гг.). Значимый рост России по части индикаторов оказывается недостаточным, чтобы обогнать или даже достичь уровня других национальных образовательных систем. Кроме того, анализ контекста выявил, что учета только количественных характеристик недостаточно для прямого сравнения показателей России с другими странами. Рост частоты использования определенных практик соответствует мировому тренду; различие кроется в оставшейся за пределами доклада качественной оценке образовательных ресурсов и педагогических практик. Данные аргументы позволили нам прийти к альтернативной интерпретации высокой позиции России в мировом рейтинге, а именно к рассмотрению количественной оценки, предложенной ОЭСР, в качестве метода измерения динамизма системы. С одной стороны, все более ускоряющиеся темпы технологического прогресса определяют необходимость постоянной “настройки” образовательного процесса. С другой стороны, отсутствие индикаторов, которые позволили бы оценить качество изменений, искажает сравнение инновационной активности в разных странах.