?
Творчество и теургия: религиозно-эстетические интуиции в русской философии культуры
С. 127-139.
Период второй половины XIX — первой трети XX века в истории русской мысли отмечен появлением оригинальных культурфилософских концепций, тематизирующих проблему культуры и творчества. Русские философы, обладающие метафизической интуицией, обращаются к теме творчества, рассматривая ее в проблемном поле онтологии культуры.
В книге
М. : ООО «Издательство «Согласие», 2018
М. : Перо, 2011
Работа представляет собой систематическое обобщение и изложение идей и опыта работы членов секции «Теория и методология творчества» Российского философского общества. Рассматривается как историко-философское наследии по осмыслению природы творческого процесса, так и современное состояние исследований креативности. ...
Добавлено: 17 февраля 2013 г.
Жукова О. А., Вопросы культурологии 2015 № 5-6 С. 66-75
Предлагаемая автором концепция интегрального курса и учебника «Эстетика» базируется на современных методологических подходах социально-гуманитарного знания, синтезирует авторские научные изыскания и опыт преподавания в области истории и теории культуры, истории эстетической мысли, философии культуры и творчества. Данная трактовка курса подчеркивает фундаментальный характер эстетического знания в рамках образовательной культурологической парадигмы, акцентируя взаимосвязь эстетических ценностей и высоких культурных ...
Добавлено: 22 июля 2015 г.
О.А. Жукова, А.А. Кара-Мурза и М.Г. Талалай – известные исследователи русской и итальянской культуры. Новая работа, написанная в соавторстве, посвящена русским литераторам, философам, художникам, путешественникам, посетившим старинный южно-итальянский город Амальфи. Более 800 лет Амальфи хранит духовную святыню - мощи св. апостола Андрея Первозванного. В основе историко-философской программы книги лежат исследования интеллектуальных биографий выдающихся представителей русской литературы, ...
Добавлено: 9 ноября 2015 г.
Жукова О. А., Russian Studies in Philosophy 2015 Vol. 53 No. 4 P. 276-290
Оригинальный мыслитель, выдающийся представитель русской религиозной философии первой трети ХХ века, Бердяев предъявил тему творчества в качестве духовного манифеста современности. В своих многочисленных работах он очертил контуры новой духовности, различая в ней метафизическую и социально-культурную проекции. ...
Добавлено: 4 мая 2016 г.
Жукова О. А., М. : ООО «Издательство «Согласие», 2017
В монографии рассматриваются ключевые темы русской философии культуры и истории и их роль в развитии современных философских исследований. Книга представляет попытку анализа проблемы внутренних взаимодействий религиозной, художественной и социально-политической традиции в российской истории. Автор продолжает дискуссию о цивилизационной и культурно-политической идентичности России. Автор исходит из того, что в культурной и политической истории России особенно важно ...
Добавлено: 18 февраля 2018 г.
Ажимов Ф. Е., В кн. : М. Хайдеггер: pro et contra. Рецепция и трансформация идей Мартина Хайдеггера в русской философской мысли. : СПб. : Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2019.
Мартин Хайдеггер является одним из самых значимых и вместе с тем противоречиво оцениваемых мыслителей XX века. Хайдеггеровская философия по-разному воспринималась в различных национальных традициях, имеется своя специфика и в русских рецепциях и трактовках его идей. В предлагаемой читателю Антологии представлена панорама наиболее показательных интерпретаций его учения, а также исторических оценок его личности и деятельности в ...
Добавлено: 26 июня 2022 г.
Медведев Б. П., Яголковский С. Р., В кн. : Творчество в современном мире: человек, общество, технологии: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Я.А. Пономарева. : Институт психологии РАН, 2020. С. 85-86.
Представлены результаты 3 экспериментов, в рамках которых рассматривалось влияние на функциональную фиксированности выполнения заданий по называнию объектов, у которых функциональное свойство (ФС) целевого предмета (способность выполнять стандартную функцию целевого предмета) выражено в меньшей степени. ...
Добавлено: 28 октября 2021 г.
Кудинова Н. А., Аржадеева Д. Л., Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики 2016 № 4 С. 141-160
В современном информационном обществе изменились требования к специалистам, имеющим высшее образование. Актуальными становятся креативность, умение работать в команде, умение взаимодействовать, способность формировать собственное мнение, гибкость – все то, что объединено термином социальная компетентность.
В высших учебных заведениях социальная компетентность может быть развита при помощи различных технологий. Одной из них является технология “дебаты”, которая в настоящее время ...
Добавлено: 17 января 2017 г.
Коваль Т. Б., Общественные науки и современность 2015 № 2 С. 166-170
В статье рассматриваются проблемы современного развития гуманитарного знания. Автор делится размышлениями о книге известного филолога Л. Кайда, которая представляет интерес для представителей самых разных гуманитарных наук, поскольку речь в ней идет о принципах декодирования текста и технике его глубокого прочтения. Основное внимание уделяется так называемым интермедиальным текстам, в которых присутствуют сразу несколько жанров, и принципам ...
Добавлено: 21 апреля 2015 г.
Чепурин К. В., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2013. No. 18.
In this paper, I explore a peculiar triad found in Hegel’s later anthropological thought: individuality, intensity, and daimon (or fate), the latter identified with what Hegel calls one’s “intensive form of individuality.” In his notion of the soul’s intensity, Hegel is reconceptualizing Kant’s idea of intensity of the soul towards an anthropological theory of individuality ...
Добавлено: 27 марта 2013 г.
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2011 № 1 С. 69-82
Спозиций персонологии и рефлексивной психологии анализируется проблематика развития целеобразования и самоотношения человека посредством рефлексии к собственной индивидуальности. Характеризуется феноменология самообщения человека как предпосылка рефлексивного развития целеобразования и самоотношения творческой индивидуальности. Процесс формирования продуктивного самоотношения к собственной индивидуальности рассматривается на материале рефлексивно-психологического анализа жизнетворчества выдающегося писателя-мыслителя М. М.Зощенко. ...
Добавлено: 8 декабря 2012 г.
Крючкова С. Е., В кн. : Метафизика креативности и творчества. : М. : Перо, 2012. Гл. 1.5. С. 43-56.
В главе рассматривается знаменитый институт индийского диспута, вобравший в себя лучшие достижения древнеиндийской духовной культуры. Показано, что религиозно-философская традиция была определяющим фактором древнеиндийского социально-культурного контекста, в котором шло развитие искусства аргументации на протяжении веков. Овладение искусством аргументации позволяло «вписаться» в сакрализованную брахманами иерархическую систему общества, обрести внутренне цельное индивидуальное существование через реализацию религиозного идеала кармического ...
Добавлено: 4 октября 2012 г.
Макаров Д. И., Артикульт 2015 Т. 17 С. 27-44
В статье дается интерпретация романа Ф. Моччиа «Человек, который не хотел любить». ...
Добавлено: 27 октября 2016 г.
М. : Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2023
В материалах конференции представлены результаты исследований конкретных аспектов функционирования журналистики и медиа в условиях изменений современного общества и цифровизации. Значительное внимание уделяется изучению профессионального журналистского творчества, подходов к обучению и рабочих практик журналистов, институциональных и экономических факторов трансформации медиасистемы России и зарубежных стран. ...
Добавлено: 2 февраля 2023 г.
Князева Е. Н., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2023 Т. 7 № 3 С. 129-151
Развитие креативности в образовательных и педагогических практиках анализируется в статье как фундамент современной образовательной политики, ориентированной на устойчивое будущее. В статье демонстрируется значимость трех подходов для практик креативного преподавания и креативного обучения: энактивизма, теории сложных систем и концепций мультиверса. Энактивизм фокусирует внимание на построении креативных и интерактивных образовательных сред и на развитии креативности индивидов от среды. Системный подход, базирующийся ...
Добавлено: 10 октября 2023 г.
Золотарева А. А., В кн. : Горизонты зрелости. Сборник тезисов Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. : М. : ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 174-175.
В словах великого мыслителя Н.А. Бердяева о том, что «слишком совершенные перестают творить» слышится отзвук риторического вопроса о достижимости совершенства [1, с. 314]. Впрочем, сами эти слова требуют ответа сразу на два серьезных вопроса: во-первых, кто они – «слишком совершенные», а во-вторых, почему они перестают творить? ...
Добавлено: 6 октября 2018 г.
Кара-Мурза А. А., Философский журнал 2020 Т. 13 № 2 С. 5-18
В статье исследуется вопрос о генезисе и эволюции культурно-цивилизационной самоидентификации крупнейшего русского поэта XX в. Бориса Леонидовича Пастернака (1890‒1960). На основе анализа многочисленных материалов автор доказывает, что Борис Пастернак сформировался как «русский северянин», продолжив плодотворную линию в русской культурной традиции, идущую от екатерининской эпохи (Державин) – через золотой век русской культуры (Вяземский – Пушкин – ...
Добавлено: 1 июля 2020 г.
Подобуева Е. В., В кн. : Русский логос – 2: Модерн – границы контроля. Материалы международной философской конференции 25-28 сентября 2019 г. : СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 409-412.
В данной статье рассматривается проблемы взаимодействия философии и искусства на примере М. О. Гершензона и К. Малевича, в ходе которых выдвигается тезис о том, что после кризиса искусства нач. ХХ в. живописное искусство начинает перенимать на себя функции философского текста. ...
Добавлено: 26 октября 2019 г.
Замятин Д. Н., Человек 2014 № 1 С. 5-17
Путешествие рассматривается как онтологическая модель воображения. В рамках модели исследуются географические образы путешествия. Выявлены ключевые характеристики, описывающие метафизику путешествия как пространственного феномена в контексте гуманитарной географии и метагеографии. ...
Добавлено: 23 октября 2016 г.
М. : Glance, 2015
Книга представляет собой сборник статей по различным аспектам философского мировоззрения: бытие, время, человек, истина и благо, свобода и фатум, дух и душа, творчество и зависимость от прошлого и настоящего. Все эти статьи были опубликованы в журнале Glance с 2006 года по настоящее время. Авторы статей - известные отечественные философы, профессора ведущих российских вузов (МГУ им. ...
Добавлено: 17 февраля 2015 г.
Малинкин А. Н., Вопросы философии 2015 № 11 С. 175-186
В фокусе сравнительного анализа – две фундаментальные проблемы методологий М. Шелера и К. Манхейма: обоснование нового социоцентрического способа мышления, представленного в социологии знания, и проблема объективности познания, связанная с отражением угрозы релятивизма. При различиях в базовых предпосылках и путях решения указанных проблем в воззрениях двух мыслителей обнаруживаются неожиданные существенные сходства. Они дают основания для изменения ...
Добавлено: 3 марта 2016 г.
Плешков А. А., Problemos 2017 No. 91 P. 128-140
Добавлено: 24 марта 2017 г.
Устиненко В. В., В кн. : История философии: история или философия? Алёшинские чтения – 2015: Материалы междунар. конф. Москва, 10–11 декабря 2015 г. / Отв. ред. Т.А. Шиян. М.: РГГУ, 2015. 302 с. : М. : Изд-во РГГУ, 2015. С. 123-127.
В статье анализируется критика поздним Мартином Хайдеггером предшествующей философской традиции, понятой как метафизика. Раскрывается хайдеггеровская интерпретация метафизики как забвения бытия, проявляющегося в онто-теологической структуре метафизики: бытие понимается через сущее, как высший род сущего. Демонстрируется подход к осмыслению бытия самого Хайдеггера, призванный стать преодолением метафизического мышления. Предпринята попытка рассмотрения того, насколько анализ Хайдеггером истории философии адекватен ...
Добавлено: 17 марта 2020 г.
Рубцов В. В., Лекторский В. А., Эльконин Б. Д. и др., Культурно-историческая психология 2018 Т. 14 № 3 С. 5-30
10 июля в МГППУ прошел дискуссионный семинар «От совместного действия — к конструированию новых социальных общностей: Совместность. Творчество. Образование. Школа», посвященный юбилею ректора МГППУ профессора В.В. Рубцова. На обсуждение были вынесены такие темы, как: «Социогенез и продуктивная природа совместного действия», «От содействия — к сотворчеству. Становление новых форм общности в совместной деятельности», «Совместность в игровой, ...
Добавлено: 26 октября 2018 г.