?
Буддийские предания о диспутах в передаче Сюань-цзана. Закономерности построения сюжета
В центре внимания статьи находится серия присутствующих в сочинении буддиста-паломника Сюань-цзана (VII в.) преданий о диспутах буддистов с «иноверцами». При ознакомлении с этими сюжетами прежде всего обращает на себя внимание шаблонность их построения, основанного на стереотипных мотивах мифологического характера и практическое отсутствие свидетельств исторического содержания, имеющих отношение к этим значительным фигурам (Ашвагхоша, Нагарджуна, Гунамати), выступающим в данном случае лишь как персонажи с заданной стереотипной ролью. В диспуте принимают участие две состязающиеся стороны, представленные, с одной стороны, знаменитым буддистом, с другой – чаще всего брахманом, а также царь, как арбитр, определяющий победителя. Происходящее состязание обозначается термином 論 лунь, который в этом случае имеет значение «диспут», связанное и с другими значениями, проявляемыми в других контекстах – «абхидхарма», а также «шастра, трактат по абхидхарме», – таким образом, «диспут» определяется как «рассуждения по абхидхарме», «обсуждение абхидхармы». Сопровождающая терминология тоже связана с этим понятием. Стереотипный исход событий для преданий о диспутах – физическое уничтожение брахмана, осмелившегося спорить с буддистом. Такое построение сюжета «повержения противника в диспуте» однотипно с обычными сюжетами «покорения», свойственными мифологии буддизма. Характерен также мотив «подстановки младшего», обычный в фольклорных сюжетах «единоборств». Характерная для этих сюжетных повествований расстановка персонажей, включающая царя, не подтверждается сведениями самого же Сюань-цзана, рассказывающего во II главе о реальном порядке проведения диспута. Наблюдаемая «мифологичность» сюжетов о диспутах демонстрирует тенденции, свойственные формированию местной буддийской монастырской традиции, которую, по-видимому, и передает Сюань-цзан. Выявление закономерностей построения подобных сюжетов, которые определенным образом встраивались в общую картину буддийского предания, позволяют приблизиться к пониманию его структуры в целом, а также выявить способы введения в них различных персонажей, среди которых немало исторических лиц.