• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Проблема сопоставимости результатов в международных сравнительных исследованиях образовательных достижений

Международные сравнительные исследования образовательных достижений становятся движущей силой происходящих перемен в системе образования во многих странах, включая Россию. Крупнейшие международные исследования во многом служат примером эффективного проектирования и реализации изучения образовательных достижений в глобальном масштабе. Но сегодня все чаще проводятся и небольшие межстрановые исследования, предполагающие сравнение образовательных результатов, полученных с помощью различных языковых версий инструмента. Тем не менее, независимо от масштаба, ресурсов и числа вовлеченных участников, любые исследования, предполагающие проведение сравнений, требуют убедительных доказательств высокого качества каждого этапа своего жизненного цикла — от разработки инструментов до интерпретации полученных данных. В современной практике известны примеры, когда исследователям не удавалось обеспечить сопоставимость измерений, а значит, сравнение результатов оценивания оказывалось невозможным. Целью данной статьи является знакомство с международным опытом применения стратегий и методов обеспечения сопоставимости результатов сравнительных исследований. В работе рассмотрены основные проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются организаторы международных сравнительных исследований, приведены процедуры оценки возможных угроз, а также предложены выработанные международным сообществом механизмы обеспечения сопоставимости данных подобных исследований. Только в случае строгого следования процедурам обеспечения качества международного исследования сделанные на его основе выводы, сравнения и интерпретации могут быть признаны надежными и справедливыми.