• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Инструменты корпусного анализа в обучении иностранному языку

В статье описаны инструменты корпусного анализа применительно к обучению иностранному языку. Во-первых, последовательно рассматривается лингводидактический потенциал отдельных корпусных инструментов (конкорданс, поиск коллокаций, лингвостатистические показатели). Обсуждаются методические приемы работы с компьютерными базами языковых данных, такие как вертикальное сканирование конкорданса, конденсированное чтение, используемые для составления лексико-грамматического профиля лексических единиц и развития лингвистической компетенции. Это созвучно идеям пионеров корпусного обучения (data-driven approach), в рамках которого не только ученый, но и обучаемый может примерить на себя роль исследователя корпуса изучаемого языка в учебных целях. Во-вторых, обосновывается необходимость формирования корпусной компетенции – и преподавателям, и студентам – как основы новаторского и интегративного подхода к обучению. В работе утверждается, что корпусный поиск коллокаций (сочетаемости) и коллигаций (наиболее вероятного грамматического оформления), а также комбинированное использование корпусного инструментария — эффективный способ развития как исследовательских, так и языковых навыков. В статье также приводятся практические примеры учебных корпусных исследований, которые помогут обучаемым развить критическое мышление, способность интерпретировать корпусные данные. В-третьих, на основании опыта компиляции учебного корпуса, рассматривается целесообразность практики составления на базе университетов малых, ориентированных на профессионально-направленное обучение, корпусов. Приводятся некоторые сравнительные преимущества малых самостоятельно составленных корпусов перед большими диверсифицированными языковыми корпусами.