?
Конституционно-правовая регламентация полномочий президента в постсоветских государствах Закавказья
в статье проведен анализ конституционно-правовой эволюции регламентации полномочий президента в постсоветских государствах Закавказья. Предметом статьи выступает вопрос конституционного регулирования президентских полномочий Армении, Грузии и Азербайджана. Именно от его непосредственного правового решения зависит эффективность института президентства, его возможности эффективно влиять на различные стороны общественной жизни и, вместе с тем, обеспечения равновесия его положения с другими ветвями власти, их взаимная способность оказывать сдерживающее влияние друг на друга. Такая ситуация требует правового анализа данной проблемы, осмысления моделей конституционной регламентации прерогатив президента, определения тенденций их развития. В итоге автором делается вывод, что президентство в системе политико-правовых институтов постсоветских республик Закавказья занимает центральное место. На практике при реализации президентской формы правления во всех рассмотренных государствах декларирована полупрезидентская форма, тогда как фактически большинство из них прошли стадию суперепрезидентализма. В 1990е годы 20 века становление президентализма во всех трех государствах осуществлялось во многом сходным образом – армянский, грузинский и азербайджанский народы прошли через серьезные социальные потрясения. В свою очередь, сильная президентская власть выступила мощным общественным стабилизатором в данный период. В нулевые и десятые 21 века имеет место разновектороное развитие. В Грузии президентализм «смягчается», в Армении форма правления претерпевает разительные трансформации в условиях усиления роли парламента в системе государственной власти, в то время как президентские прерогативы в Азербайджане, напротив, возрастают.