Статья
Non-Priority of the Freedom Principles Non-Frustration, Non-Interference, Non-Domination
In reference to three competing negative principles of freedom (non-frustration, non-interference, and non-domination), Philip Pettit recently presented an argument in favor of the absolute prioritization of non-domination. I refute the absolute priority claim on both analytical and contextual grounds and prove that none of these principles is superior to the others. The contextual analysis shows that partial priority claims are unsuitable for the respective historical and theoretical contexts. The formal analysis demonstrates that the absolute priority claim is logically deficient. Rehabilitation of the non-frustration principle entails that more attention should be paid to human individuality. Additionally, my findings give rise to new theoretical conditions whereby we must make sense of the plurality of liberty principles. I suggest that we are bound to return to the pre-Berlinian state of affairs.
В статье рассматриваются взгляды русского философа и правоведа Б.Н. Чичерина на соотношение свободы, права и нравственности. Автор комментирует идеи Б.Н. Чичерина в контексте взглядов представителей русской социально-политической, правовой и философской мысли конца XIX - начала XX в.: К.Д. Кавелина, П.И. Новгородцева, П.Б. Струве, Н.Н. Алексеева и др., а также современных исследователей. Особое внимание обращается на полемику Б.Н. Чичерина и В.С. Соловьева, являющуюся серьезным моментом в истории русской философии. Подчеркивается, что Б.Н. Чичерин, отмечая непременную взаимосвязь права и нравственности, взаимодополнение на основе общих ценностных оснований, категорически настаивал на их разграничении и был убежден в том, что невозможно вести человечество к нравственному идеалу путем внешнего принуждения, а только лишь путем свободы. Исторический опыт нашего прошлого - лучшее подтверждение этой мысли. Работа также акцентирует внимание на том, что особенностью русской философии права является ее сосредоточенность на нравственно-правовых вопросах, попытке приблизиться к нравственному идеалу.
Наряду с «властью», «авторитет» представляет собой одно из наиболее значимых понятий политической и социальной философии. И вроде бы мы знаем, в каких контекстах оно используется и что оно значит. Но при этом оно остается слабо проработанным, а его история, по сути дела, не написана. Данная книга является попыткой определить границы этого понятия. В ней ставятся вопросы о том, что такое авторитет, как авторитет соотносится с властью, моралью, политикой и правом. Среди героев книги много знаменитых мыслителей, от Цицерона до Ханны Арендт, но главный ее герой, безусловно, — само понятие «авторитет» во всей своей неопределенности и многозначности. В книге читатель найдет ответы на многие важные вопросы. В чем тайна влияния одного человека на другого? Каковы механизмы подчинения? Как возникает понятие «авторитет», и как оно трансформируется? Об этом читайте в книге ведущего научного сотрудника Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ Александра Марея.
Статья посвящена реконструкции представлений В. Франкла о личности как основе индивидуализации и самоформирования человека и его жизни. Раскрываются методологические основы концепции В. Франкла - понимание личности в философской антропологии М. Шелера, обсуждаются психологические категории, посредством которых описывается процесс актуализации личностного начала человека, а также рассматривается значение взглядов В. Франкла для психологии личности.
Статья посвящена проблеме кризиса культуры. Сраниваются точки зрения русских и западных мыслителей на эту проблему. По мнению автора, кризис культуры есть кризис таких ценностей как человек и свобода. В первой половине ХХ века культура не нашла ответа на вопросы: что есть свобода и что есть человек?
В двухтомник вошли сочинения разных лет, охватывающие двадцатипятилетний период твор- чества автора. В первом томе публикуются статьи, посвящен- ные проблематике социологии пространства, а также теории и истории социологии. В представленных работах рассматри- ваются вопросы теоретического анализа феноменов империи, проблемы мобильности и глобализации, перспективы теоре- тической социологии в России, значение классических работ Ж.-Ж. Руссо, Ф. Тённиса, М. Вебера и др. для современной социологии, осмысление роли интеллектуалов современными западногерманскими социологами.
Что такое консерватизм сегодня? И какова его родословная? В своей новой книге политолог Кори Робин прослеживает истоки консерватизма в его реакции на Великую французскую революцию. Рассматривая таких разных мыслителей, как Эдмунд Берк и Антонин Скалиа, Джон Калхун и Айн Рэнд, Жозеф де Местр и Филис Шлафли, Робин утверждает, что, несмотря на все различия внутри правого движения, его объединяет «контрреволюционный опыт». Наблюдаемые различия между правыми во многом являются следствиями тактического приспособления: правые всегда учились у левых. Отвергая все застойное, они предпочитали динамическое видение общества, предполагающее борьбу, насилие и войну. Эта способность к постоянному обновлению и пристрастие к насилию позволяют объяснить прочность позиций правых.
Статья посвящена позиции британского философа, экономиста и политического деятеля Джона Стюарта Милля, поддерживавшего борьбу английских женщин за политические права. Д. С.Милль выступал за предоставление женщинам избирательных прав — эти его идеи были частично реализованы в Representation of the People Act 1867.
Статья рассматривает вопросы связи между ценностью справедливости и проблемой безопасности в условиях либерального общества. Основной вывод статьи заключается в том, что дальнейшая глобализация и связанные с ней военные интервенции, ровно как и борьба с террором, неизбежно влекут либеральное общество по пути наращивания военных приготовлений, которые полностью подрывают основные либеральные добродетели. Либеральное общество стоит перед выбором: либо предпочесть безопасность и усиливать безопасность, либо пожертвовать мнимой безопасностью, поскольку угроза террора, является угрозой не только мнимой, но и спровоцированной самими военными приготовлениями, и сохранить ценности свободы, права и справедливости.
В статье анализируются перечисленные в ее названии виды эксплуатации, раскрывается их общественная опасность, дается им уголовно-правовая характеристика, характеризуются направления противодействия им. Обосновываются выводы относительно свободы от этих видов эксплуатации и мер борьбы с посягательствами на данную свободу. Показывается значение институтов гражданского общества на соответствующих направлениях уголовной политики.
В статье рассматриваются взгляды Л.Н. Толстого в качестве не только яркого представителя, но и завершителя эпохи Просвещения. Сопоставление его идей с философией Спинозы и Дидро позволяет прояснить некоторые аспекты произошедшего в этом завершении перехода к уникальному толстовскому религиозно-философскому учению. Специальному анализу подверглись общие и специфические черты трех философов. Особое внимание уделено способу мышления, представленному в учении Толстого, Спинозы и Дидро, их отношению к науке, специфике их мировоззрения. Важным аспектом понимания стало раскрытие противоречия между образом мыслей и образом жизни трех философов. Исследована природа творческого мышления в их философии. У Дидро она описана через концепт парадоксализма, у Спинозы – через понятие целостности, у Толстого – через метод сцепления, обнаруженный им в литературном творчестве. Если для европейских просветителей образ мышления напрямую связан с природой человека, представленный как единство natura naturans и natura naturata, то для Толстого важнее всего некое априорное чувство жизни, пропитанное верой в Бога и инстинктом самоотдачи – любви к Высшему и другим людям. Метод сцепления уводит Толстого от прямого продолжения просветительских идей, делая значимым обращении не только к разуму, но и к творческой интуиции. Показан переход Толстого от рационального восприятия жизни к ее религиозным и экзистенциальным основаниям. Толстой постепенно уходит от идеи природного человека к идее человека, живущего по заповедям Христа. Показано, что начав с просветительского мировоззрения, Толстой заканчивает созданием религиозно-философского учения, характерного для начала ХХ века.
Материалы ежегодного международного научного форума, посвященного актуальным проблемам гуманитаристики.
This important new book offers the first full-length interpretation of the thought of Martin Heidegger with respect to irony. In a radical reading of Heidegger's major works (from Being and Time through the ‘Rector's Address' and the ‘Letter on Humanism' to ‘The Origin of the Work of Art' and the Spiegel interview), Andrew Haas does not claim that Heidegger is simply being ironic. Rather he argues that Heidegger's writings make such an interpretation possible - perhaps even necessary.
Heidegger begins Being and Time with a quote from Plato, a thinker famous for his insistence upon Socratic irony. The Irony of Heidegger takes seriously the apparently curious decision to introduce the threat of irony even as philosophy begins in earnest to raise the question of the meaning of being. Through a detailed and thorough reading of Heidegger's major texts and the fundamental questions they raise, Haas reveals that one of the most important philosophers of the 20th century can be read with as much irony as earnestness. The Irony of Heidegger attempts to show that the essence of this irony lies in uncertainty, and that the entire project of onto-heno-chrono-phenomenology, therefore needs to be called into question.
Статья посвящена концепциям техники в творчестве братьев Эрнста и Фридриха Георга Юнгеров. Проблема взаимосвязи техники и свободы рассматривается в широком контексте немецкой критики культуры начала XX в. и дискуссии о технократии до и после Второй мировой войны.
В сборнике представлены труды секции "Востоковедение" XLIII Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», состоявшейся в Новосибирском государственном университете в 2005 г.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.