• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Модели управления общеобразовательной организацией в условиях реформ: опыт социологического анализа [Patterns of Managing Secondary Schools under Reforms: Sociological Analysis Experience]

Вопросы образования. 2015. № 2. С. 196-219.

Представлены результаты социологического исследования моделей управления общеобразовательными учреждениями в современной России как вариантов конфигурации отношений, связанных с управлением образовательным процессом. Исследование проводилось в восьми пилотных регионах в октябре — ноябре 2014 г. и преследовало цель сконструировать типологию моделей управления. На основе анализа данных, собранных методом фокус-групп с директорами школ, выделены четыре основные модели: «авторитарный хозяйственник», «демократичный хозяйственник», «авторитарный предводитель» и «демократичный предводитель». Эти модели были сконструированы в результате совмещения двух критериев: режимов делегирования, т. е. устойчивых паттернов взаимодействия директоров с другими субъектами и агентами по управленческим вопросам, и субъектности директора, т. е. его способности  втономно определять миссию организации и проводить ее в жизнь. Каждая модель описывается на примере введения ФГОС в начальной школе. Показано, что выбор той или иной модели управления определяется множеством факторов и является ситуативным, т. е. зависит от задачи и контекста управленческой деятельности. Выявлены основные факторы,  бусловливающие выбор той или иной модели управления, и сопоставлен потенциал выделенных моделей управления с точки зрения эффективного внедрения реформ.