?
Загадка творческого понимания: Штрихи к портрету Даниила Борисовича Эльконина
С. 413-436.
Имя, идеи, труды Д. Б. Эльконина широко известны не только в нашей стране. Вся его научная биография пришлась на период российской истории, которую А. М. Пятигорский в очаровательной книжечке «Философия одного переулка» охарактеризовал как «не сезон для мысли». Но живая мысль возникала, развивалась и в безвременье. Для артикуляции мыслей требовалось мужество или, — как скромно говорил Д. Б. Эльконин, — научный темперамент, которым он обладал в полной мере, хотя был «не сезон» и для личности.
В книге
М. : РОССПЭН, 2011
Поливанова К. Н., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2004 Т. 1 № 2 С. 104-109
В статье рассказывается о жизни и деятельности Даниила Борисовича Эльконина - советском психологе, создателе концепции периодизации психического развития в онтогенезе. ...
Добавлено: 14 января 2014 г.
Зинченко В. П., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 437-464.
Василий Васильевич Давыдов — советский педагог и психолог. Академик и вице-президент Российской академии образования (1992). Доктор психологических наук (1971), профессор (1973). В результате многолетних экспериментальных исследований (с 1959, совместно с Д. Б. Элькониным), В. В. Давыдов выявил условия организации развивающего обучения. Разработал теорию учебной деятельности. ...
Добавлено: 6 августа 2013 г.
Зинченко В. П., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 363-382.
Александр Владимирович Запорожец разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребёнка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную ...
Добавлено: 3 августа 2013 г.
Семенов И. Н., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 2017 № 2 С. 3-28
В статье представлен науковедческий анализ психолого-педагогических исследований и историко-методологических изысканий П.Я. Гальперина — одного из крупнейших отечественных психологов второй половины ХХ в., профессора факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Впервые выстроена целостная периодизация его жизнедеятельности и дифференцированы основные направления научного творчества в об- ласти педагогической, возрастной, общей психологии и ее истории и методологии, а также ...
Добавлено: 13 ноября 2017 г.
Леонтьев Д. А., Леонтьев А. А., Соколова Е. Е., В кн. : Становление психологии деятельности: Ранние работы. : М. : Смысл, 2003. С. 3-24.
Алексей Николаевич Леонтьев сделал деятельность предметом и методом психологического исследования. Он назвал категории деятельности сознания и личности как «наиболее важные для построения непротиворечивой системы психологии как конкретной науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов». Разработанная Леонтьевым общепсихологическая теория деятельности является важнейшим достижением советской психологической науки, а сам Леонтьев - ...
Добавлено: 14 августа 2013 г.
М. : ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2017
В сборник включены статьи участников конференции: профессорско-преподавательского и научного состава российских и зарубежных вузов и научно-исследовательских учреждений. Статьи отражают широкий спектр основных направлений исследований в области современной психологии по следующим отраслям: философская методология психологии, история психологии, социальная психология, психология искусства, дизайна, моды, творчества, возрастная, педагогическая, практическая и прикладная психология. ...
Добавлено: 28 сентября 2017 г.
Зинченко В. П., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 383-386.
Майя Ивановна Лисина (1929–1983) известна как замечательный детский психолог. Почти три десятилетия она изучала генезис и формы общения у детей и, видимо, сама забыла о начале собственной научной деятельности, весьма далекой от изучения младенчества и детства. детства. А начало было не менее замечательным, чем продолжение, о чем и рассказывается в данноц статье. ...
Добавлено: 3 августа 2013 г.
М. : [б.и.], 1978
Добавлено: 30 ноября 2013 г.
Демин М. Р., Логос 2014 Т. 2
В статье рассматривается психологические исследования русских университетских философов последней трети 19 века. Институциональный контекст <<увлечения>> психологизмом немецкой философии хорошо освещен многочисленными исследованиями, среди которых ставшая хрестоматийной работа Мартина Куша (Kusch M. Psychologism: A Case Study in the Sociology of Philosophical Knowledge, Routledge (1995)). Опыт институционального прочтения <<спора о психологизме>> может быть полезен применительно к русскому материалу. ...
Добавлено: 30 октября 2013 г.
Германович А. А., Известия Российской академии образования 2017 № 2 (42)
В статье рассматривается учение и педагогическое наследие второго по важности представителя классического конфуцианства – Мэн-цзы. Особый интерес представляет учение Мэн-цзы в связи с тем, что его идеи о «доброй природе» человека, «исчерпании сердца», «четырех началах», «гуманном правлении», «младенческом сердце» и др. определили развитие общественной, социальной, философской и педагогической мысли Китая на многие века. В статье ...
Добавлено: 28 августа 2017 г.
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2015 № 3 С. 276-299
В статье анализируется жизненный путь и вклад в человекознание выдающегося российского психолога, историка науки, науковеда, академика РАО М.Г.Ярошевского в связи со 100-летием со дня его рождения. Впервые предлагается периодизация этапов его жизнетворчества на фоне развития психологии и науковедения в ХХ столетии а также характеризуются основные направления научной и организационной деятельности по изучению психологии творчества ученых ...
Добавлено: 20 октября 2015 г.
Двойнин А. М., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение 2018 Т. 77 С. 118-135
В статье дается обзор развития психологии религии в постсоветской России в хронологических рамках с 2000-х гг. по настоящее время. Автор оценивает данный период как этап оживления исследований в области психологии религии. Выдвигается предположение, что эта тенденция связана в большей степени с действием личностного фактора и объективно существующим «белым пятном» в данной области знаний, нежели с ...
Добавлено: 1 октября 2021 г.
Череповецкий государственный университет, 2010
В материалах конференции "Череповецкие научные чтения - 2009" представлены доклады преподавателей и сотрудников ЧГУ, участников конферениции из других вузов и организаций России.
Издание включает в себя три части. В первую вошли статьи по лингвистике и литературоведению, во вторую часть - по истории, социальным и массовым коммуникациям, философии, педагогике и психологии. Содержание третьей части составили статьи по ...
Добавлено: 29 января 2021 г.
Семенов И. Н., В кн. : Психология третьего тысячелетия: IУ Международная научно-практическая конференция памяти профессора Л.Ф. Обуховой: сборник материалов. : Дубна : Государственный университет «Дубна», 2017. С. 124-127.
Статья посвящена Л.Ф. Обуховой и ее вкладу в общую и педагогическую психологию формирования творческого мышления. ...
Добавлено: 7 июня 2017 г.
Барановская Т. А., Иностранные языки: теория и практика 2012 № 1(14) С. 47-54
Язык, давая возможность выразить бесконечно много мыслимых содержаний, не может выполнять эту роль без интерпретаций. В то же время из природы отношения «язык-содержание» вытекает, что не может быть задано никакой содержательной интерпретации бессодержательной знаковой системе языка. Это значит, что интерпретация привносится со стороны и что мышление определяет язык. ...
Добавлено: 29 ноября 2012 г.
В учебнике рассматриваются основные вопросы взаимосвязи психологии и образования. Обзор развития психолого-педагогической практики в историко-социальном аспекте включает описание основных направлений и методов, показаны сферы приложения психолого-педагогического знания. К учебнику прилагается CD-диск с многочисленной справочной информацией, которая поможет студентам быстрее войти в информационное поле профессии, узнать нормативно-правовые аспекты регуляции профессиональной деятельности психолога образования. После каждой главы ...
Добавлено: 16 августа 2018 г.
Сочи : СГУТиКД, 2010
Концептуальной идеей проведения конференции и отбора материала для сборника явилось изучение и развитие инновационных подходов в экспериментальной психологии, психологии общих способностей, экзистенциальной психологии, психологии семьи, разрабатываемых В.Н. Дружининым. Сборник материалов конференции подразумевает раскрытие содержания новых идей и результатов исследования в рамках таких областей психологической науки как: общая психология, экспериментальная психология, возрастная психология и акмеология, прикладная ...
Добавлено: 15 ноября 2012 г.
Зинченко В. П., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 492-508.
Зинченко Татьяна Петровна — советский и российский психолог, специалист по экспериментальной и когнитивной психологии. Представитель семейной династии психологов (отец — Пётр Иванович Зинченко, брат — Владимир Петрович Зинченко). Т. П. Зинченко исследовала внимание (в частности, процессы селективной интерференции в структуре внимания, показав, что выраженность эффекта Струпа зависит от характеристик ответа, требующегося от испытуемого); память; закономерности ...
Добавлено: 6 августа 2013 г.
Смыгунова Е. А., В кн. : Современные технологии и тактики в преподавании профессионально-ориентированного иностранного языка. Вып. 1.: М. : Издательство РУДН, 2013. С. 209-214.
В статье анализируются основные понятия психологии обучения иностранным языкам. Рассматривается возможность применения психодиагностических методик для системной оценки обучения иностранному языку. ...
Добавлено: 19 марта 2014 г.
Ляшенко М. С., Вестник Челябинского государственного педагогического университета 2010 № 11 С. 110-117
В статье рассматривается вопрос проектирования дидактической системы формирования психолого-педагогической культуры студентов вузе с позиций голографического аспекта. Рассматриваются понятия «психологической культуры», «педагогической культуры», проводится содержательный анализ психолого-педагогической культуры с позиции голографического подхода. ...
Добавлено: 5 октября 2012 г.
Тарту : University of Tartu Press, 2013
Коллективная монография, подготовленная в рамках международного проекта Эстонского научного фонда, представляет собой первую в литературоведении попытку описать корпус стихотворений А.С. Пушкина, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, П.А. Вяземского, А.В. Кольцова, А.Н. Майкова, Н.А. Некрасова и др., которые оказались наиболее востребованными в школьном преподавании, заучивались наизусть и потому входили во все школьные хрестоматии вплоть до ...
Добавлено: 16 октября 2013 г.
Завершнева Е. Ю., Вопросы психологии 2009 № 6 С. 119-138
Историко-психологическое и теоретическое исследование рукописи Л.С. Выготского "Исторический смысл психологического кризиса" опирается на архивные документы и малоизвестные работы Л.С. Выготского ...
Добавлено: 4 октября 2019 г.
Семенов И. Н., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 2016 № 2 С. 46-63
В статье характеризуется научная деятельность Б.М. Теплова — одного из крупнейших российских психологов XX в., основателя четырех научных школ в отечественной психологии. Выделяются ключевые вехи его жизнетворчества, подчеркивается его фундаментальный вклад в развитие таких областей психологии, как психология способностей, дифференциальная психофизиология, военная психология, история психологии, методология человекознания. Особое внимание уделяется историко-методологической и научно-педагогической деятельности Б.М. ...
Добавлено: 28 декабря 2016 г.
Моисеев А. С., Воробьева А. Е., Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология 2023 Т. 8 № 2 (30) С. 187-202
Представлены результаты работы мемориального заседания экспертного семинара по социальной психологии, психологии труда и инженерной психологии, приуроченного к 60-летию со дня рождения одной из основателей данного семинара - доктора психологических наук, профессора Аллы Борисовны Купрейченко. Мероприятие состоялось 31 октября 2022 г. в Москве, в Институте психологии РАН и было посвящено анализу перспектив научного наследия А.Б. Купрейченко ...
Добавлено: 18 октября 2023 г.