?
Хирон как наставник в медицине Ахиллеса и Асклепия: педагогическая миссия городского кентавра
В статье осуществлен историко-педагогический анализ образов Хирона – кентавра, посвятившего существенную часть жизни педагогической деятельности. Среди обширного перечня знаний, умений и навыков, которыми обладал и которые передавал Хирон своим многочисленным ученикам, выделяются три сферы, связанные с обучением: 1) ведению боя, отнятию жизни, 2) медицине, возвращения жизни – искусству врачевания, обратному воинскому, 3) специальным навыкам, например, игре на музыкальных инструментах или распознаванию очертаний созвездий. Нами сопоставлены текстовая традиция и визуальная традиции (изображения на керамике VI-V вв. до н.э.), представлявшие ученические пути Ахиллеса и Асклепия, для которых Хирон сделал медицинское знание значимой частью учебной программы. Ахиллес и Асклепий были учениками, которые попадали к Хирону в младенческом возрасте и получили в его лице наставника-кормилицу. Асклепий являлся замечательным учеником, который существенно преуспел в медицине, но Ахиллес, все же, являлся самым одаренным учеником кентавра и, вероятно, самым близким для него, не только по родству, но и по духу. Сопоставление сюжетов об обучении и воспитании Хироном Ахиллеса и Асклепия позволяет увидеть, что в античной традиции Хирон предстает как городской кентавр. В отличии от других кентавров, его двойственная природа подчинена человеческому началу: в отличии от сородичей, он мудр, не агрессивен, исцеляет людей и устраивает их дела, разрабатывает для учеников уникальные учебные планы и воспитывает их вне города, но для города. Именно поэтому Хирон как наставник в вазописи всегда изображается с доброжелательным лицом и вне помещения; он наполовину одет в хитон и его передние ноги не заканчиваются копытами, это ноги человека. Своеобразие организованной им школы на горе Пелион проявляется в том, что обучение и воспитание на лоне природы призвано подготовить ученика к жизни в городе и деятельности на благо городу.