?
Педсовет как дисциплинарная драма (на примере протоколов педсоветов сельской школы 1975—1977 гг.)
С. 413-429.
Маслинский К. А.
В статье анализируется одна из дисциплинарных практик советской школы — вызов для внушения на заседание педагогического совета. Материалом послужили протоколы педсоветов советской сельской школы за 1975—1977 год. Рассмотрены дискурсивные стратегии учителей и учеников в ситуации педсовета: конструирование дисциплинарного сюжета и образа нарушителя в речи педагогов и тактики молчаливого и озвученного сопротивления со стороны учеников.
Язык:
русский
Реброва И. В., В кн. : Социальная история: ежегодник. 2012. : СПб. : Алетейя, 2013. Гл. 8. С. 196-223.
В статье рассматривается профессиональная культура школьных педагогов в ее историческом измерении. Профессиональная идентификация школьного педагога невозможна без взгляда на себя самого со стороны носителей тех социальных ролей, с которыми педагог имеет дело. Школьный учитель смотрит на себя глазами своих учеников, коллег по работе, начальства, большой власти. Обретение навыков разглядывания себя в этих социальных «зеркалах» и ...
Добавлено: 20 марта 2014 г.
Чащухин А. В., Вестник Пермского университета. Серия: История 2013 № 3 (23) С. 144-153
Изучаются способы трансляции и освоения идеологии в сталинской школе. Использование материалов партийных и ведомственных проверок позволяет реконструировать детские представления о политической сфере, способы оценивания знаний официальными экспертами.
Сталинский миф как особый тип социальной реальности обнаруживал неустранимые разрывы в способе освоения и репрезентации мира. Главным противоречием в обучении становился разрыв между образным (наивным, визуальным) и текстовым пониманием ...
Добавлено: 20 марта 2014 г.
Пермь : Пермский государственный университет, 2010
Сборник составлен по материалам конференции «Антропология советской
школы: культурные универсалии и провинциальные практики», прошедшей
в Перми 1—3 октября 2010 г. Ставя задачи историко-антропологического
исследования советской школы, авторы публикуемых статей обращаются
к анализу конфликтных ситуаций внутри школьного сообщества, рекон струкции деталей советской школьной повседневности по воспоминаниям
и художественным текстам, содержанию и функционированию различных
документов школьной письменности. Издание адресовано специалистам по
антропологии, социальной истории и ...
Добавлено: 1 февраля 2013 г.
Леонтьева С. Г., Маслинский К. А., В кн. : Антропология советской школы: Культурные универсалии и провинциальные практики. : Пермь : Пермский государственный университет, 2010. С. 85-97.
Добавлено: 1 февраля 2013 г.
Маслинский К. А., Антропологический форум 2012 № 16 С. 403-418
В данной статье рассматривается один из частных случаев профессиональной идентичности советских учителей на материале интервью с бывшими учителями железнодорожных школ Оренбургской области. Наши информанты демонстрируют очень высокий уровень лояльности железнодорожным школам и подчеркивают высокую степень своей
профессиональной автономии. Предложенный объяснительный уровень — структура локального педагогического сообщества и его отношения с образовательной администрацией. Все советские железнодорожные школы были подчинены не местным отделам образования, а ...
Добавлено: 1 февраля 2013 г.
Чащухин А. В., Реброва И. В., В кн. : Социальная история: ежегодник. 2012. : СПб. : Алетейя, 2013. Гл. 8. С. 196-223.
В статье рассматривается профессиональная культура школьных педагогов в ее историческом измерении. Профессиональная идентификация школьного педагога невозможна без взгляда на себя самого со стороны носителей тех социальных ролей, с которыми педагог имеет дело. Школьный учитель смотрит на себя глазами своих учеников, коллег по работе, начальства, большой власти. Обретение навыков разглядывания себя в этих социальных «зеркалах» и ...
Добавлено: 21 марта 2014 г.
Kirill Maslinsky, Forum for Anthropology and Culture 2014 No. 10 P. 185-205
Добавлено: 2 февраля 2015 г.
Баранова В. В., Федорова К. С., В кн. : Язык, общество и школа. : М. : Библиотека журнала «Неприкосновенный запас», 2012. Гл. 1. С. 17-98.
В главе рассматривается выбор языка образования в разных странах, отношение к диалектам и стандартному языку. Отдельно описывается языковая политика в области образования в советское время. Рассмотренные сулчаи приводят к выводу о том, что фактор школьного образования работает далеко не всегда именно в том направлении, которое задает официальная языковая политика. Вопрос языка преподавания часто оказывается в ...
Добавлено: 11 февраля 2013 г.
Лебедев О. Е., В кн. : Тенденции развития образования. Что такое эффективная школа и эффективный детский сад? : материалы XI Международной научно-практической конференции. Москва, 19–20 февраля 2014 года. : М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. С. 44-55.
...
Добавлено: 19 апреля 2016 г.
K.A. Maslinsky, Russian Education and Society 2016 Vol. 58 No. 5-6 P. 428-451
Добавлено: 18 апреля 2017 г.
Минина Е. В., Journal of Education Policy 2017 Vol. 32 No. 2 P. 176-197
Добавлено: 5 декабря 2016 г.
Маслинский К. А., Russian Review 2020 Vol. 79 No. 2 P. 227-245
Добавлено: 13 ноября 2019 г.
Маслинский К. А., В кн. : Городские тексты и практики. Т. 1: Символическое сопротивление.: М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. С. 264-282.
Эта статья представляет собой обзорный очерк, в котором я хочу осветить, как оппозиционное поведение школьников стало предметом описания в терминах сопротивления в англо-американской традиции социологии образования, и как эта традиция перекликается с обсуждением советской школьной повседневности в отечественной науке уже в пост-советскую эпоху. Два ключевых эпизода в этом очерке связаны с работами британских исследователей ...
Добавлено: 5 декабря 2016 г.
Маслинский К. А., Антропологический форум 2013 № 19 online С. 176-194
...
Добавлено: 30 сентября 2013 г.
Козлов Д. С., В кн. : Острова утопии: педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940-1980-е). : М. : Новое литературное обозрение, 2015. С. 451-494.
Статья посвящена неофициальным подростковым «организациям», существовавшим в СССР в 1940–1960-х гг. (в диапазоне от групп, стремившихся к автономизации внеурочной активности до «политических партий», разрабатывавших программы переустройства советского строя). Автор анализирует то, каким образом особенности подростковой психологии, советская культура (преподавание истории, художественная литература, кинематограф) и формы официальной политической деятельности влияли на дискурсивное и прагматическое оформление юношеского ...
Добавлено: 14 сентября 2019 г.
Савинова С. Ю., Вестник Университета (Государственный университет управления) 2010 № 7 С. 100-104
В статье рассматривается развитие отечественной психологической науки в начале ХХ века, ее отдельных направлений – педологии и психотехники в контексте активно развивающейся мировой психологии. Прослеживается влияние этого процесса на становление операционального подхода в отечественном образовании . ...
Добавлено: 12 декабря 2012 г.
Гончарова Г. Д., / Высшая школа экономики. Серия WP20 "Философия и исследования культуры". 2013.
Период раздельного обучения в истории советской школы был недолгим – всего 11 лет, с 1943 по 1954 г. Тем не менее он оставил значимый след не только в работе образовательной системы, но и в культуре. Эта реформа отражала гораздо более общие процессы, прежде всего связанные с пересмотром официального подхода к культурному, идейному и даже политическому ...
Добавлено: 10 января 2014 г.
Майофис М. Л., Новое литературное обозрение 2019 № 159 С. 365-370
В этой статье обсуждается книга известного историка Галины Ивановой "Советская школа в 1950—1960-е годы". По мнению автора, важнейшее достоинство этой книги состоит в том, что она предлагает первое концептуальное описание истории советской школы периода "Оттепели" с точки зрения социальной истории и в контексте истории всего советского общества. Но этот выбор дисциплинарной "рамки" обусловливает и некоторые ...
Добавлено: 23 октября 2019 г.
Волкова И. В., Проблемы безопасности 2012 № 4 (18) С. 86-104
Статья посвящена столетней годовщине со дня смерти А.С. Пушкина, широко отмечавшейся в СССР. На основе печатных и архивных документов раскрываются: содержание культурной программы, идеологическая направленность праздничных торжеств, а также разностороннее участие московских школьников в реализации предначертаний власти. ...
Добавлено: 18 февраля 2014 г.
Маслинский К. А., Историко-педагогический журнал 2016 № 4 С. 76-85
В статье обсуждаются исторические условия, способствовавшие формированию характерной для советской школы 1950-х - 1980-х гг. системы дисциплинарного давления, использующей детский коллектив. Такое педагогическое давление зачастую принимало формы пионерской и комсомольской работы с отстающими и нарушителями дисциплины. Предложена гипотеза, что отмена школьных наказаний в 1918 году и специфика социокультурного контекста 1920-х привели к отработке и последующей ...
Добавлено: 9 января 2017 г.
Чащухин А. В., В кн. : История сталинизма: Жизнь в терроре. Социальные аспекты репрессий: материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, 18-20 октября 2012 г. : М. : РОССПЭН, 2013. Гл. 17. С. 196-207.
На основе case study представлены механизмы повседневного функционирования сталинской системы. Послевоенные политические кампании, предполагающие мобилизацию населения, транслировались на жизненный мир советского человека. Изучение одного конфликта, начавшегося внутри школьного коллектива, позволяет понять, как властные практики использовались советскими людьми за границами мира большой политики. Профессиональный конфликт между учителем истории и директором школы неожиданно приобрел политическое звучание. Ссора ...
Добавлено: 18 марта 2014 г.
Чащухин А. В., Вопросы образования 2015 № 1 С. 234-251
Рассматриваются особенности габитуса и речевых практик
работников отделов народного образования поздней сталинской эпохи. Эти люди зачастую оказываются «невидимыми» для исследователей школьной системы, традиционно
фокусирующих свое внимание на изучении педагогов и школьников. Между тем именно инспекторы и заведующие роно и облоно, методисты
и преподаватели институтов повышения квалификации, партийные функционеры, курирующие вопросы образовательной политики, осваивали и производили дискурсы, которые не ...
Добавлено: 1 апреля 2015 г.
Маслинский К. А., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология 2015 № 1 (36) С. 56-72
Задача этой статьи — проанализировать советские школьные правила как часть непрерывной школьной традиции и как способ репрезентации образа советского школьника. Статья разделена на две части. Первая часть представляет собой краткий исторический очерк о правилах поведения в дореволюционной и советской школьной политике и практике. Материалом послужили упоминания этих правил в постановлениях советской власти и советских нормативных ...
Добавлено: 25 марта 2015 г.
Рыбакова Е. Р., Иванов И. Ю., Журнал Белорусского государственного университета. Социология 2023 № 4 С. 75-83
Отмечается, что система школьного образования является отражением процессов, происходящих в политической, экономической и культурной сферах общества, именно поэтому образовательная тематика представляет особый интерес для социологов. В качестве инструмента исследования общественных процессов в контексте образования могут выступать материалы советского кинематографа. Предпринимается попытка провести анализ фильмов эпохи СССР, посвященных указанной тематике, сквозь призму социологической теоретической триангуляции (на ...
Добавлено: 13 января 2024 г.