?
Неофициальные группы советских школьников 1940—1960-х годов: типология, идеология, практики
Статья посвящена неофициальным подростковым «организациям», существовавшим в СССР в 1940–1960-х гг. (в диапазоне от групп, стремившихся к автономизации внеурочной активности до «политических партий», разрабатывавших программы переустройства советского строя). Автор анализирует то, каким образом особенности подростковой психологии, советская культура (преподавание истории, художественная литература, кинематограф) и формы официальной политической деятельности влияли на дискурсивное и прагматическое оформление юношеского политического протеста. Также в статье прослеживается трансформация советского официального дискурса о подростках: от табуированности подросткового возраста (К. Келли) к пониманию его самостоятельной ценности. Эти изменения нашли свое отражение как в новых инициативах советских педагогов, так и привели к тому, что в отношении несовершеннолетних преимущественно применялись формы наказания и воспитания, не связанные с лишением свобод. В то время как до этого подростки осуждались наравне с взрослыми «по всей строгости закона».