?
Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования
Вып. 2 (19).
М. :
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2018.
В выпуске представлены предварительные выводы международного проекта «Ключевые компетентности и новая грамотность» (готовится к публикации в октябре 2018 г.). Проект инициирован и поддержан Благотворительным фондом «Вклад в будущее» в 2017 году и направлен на концептуальное прояснение идущей трансформации школьного образования: смещение акцента от предметных знаний к универсальным навыкам. Три главных вопроса проекта:
- какие универсальные навыки и виды грамотности важны (и как разобраться во множестве существующих списков, систематизировать их);
- как их формировать в школе;
- как для этого начать трансформировать российскую школу уже сейчас.
Проект выполняется в партнерстве с факультетами образования ведущих исследовательских университетов из семи стран (Великобритания, Канада, Китай, Корея, Польша, США, Финляндия) и ориентирован на подготовку практических рекомендаций для российской школы.
Язык:
русский
Springer, 2023
Добавлено: 23 августа 2023 г.
Подольский О. А., Рылько Е. Д., В кн. : Федеральный справочник. Образование в России. Т. 11.: М. : АНО "Центр стратегических программ", 2016. С. 108-111.
Формирование человеческого капитала современного трудоспособного населения во многом оп ределяется полученным образованием. Образовательные проекты ОЭСР, и в частности исследование PIAAC (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies), уверенно демонстрируют значительное влияние достижений в сфере ключевых компетенций на последующую профессиональную деятельность, в том числе у специалистов рабочих профессий с начальным и средним профессиональным образованием.. ...
Добавлено: 15 марта 2017 г.
Зороастрова И. В., В кн. : Актуальные проблемы экономики и управления. : Н. Новгород : Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2016. С. 61-62.
На основе опыта проектной деятельности, реализуемой в рамках учебного процесса в Нижегородском кампусе НИУ «Высшая школа экономика», в статье рассматривается вклад проектного подхода в развитие профессиональных и ключевых компетенций, востребованных рынком труда ...
Добавлено: 8 июня 2017 г.
Антонова А. В., Туробов А. В., Образовательная политика 2020 № 2 (82) С. 42-55
В статье представлена типология цифровых технологий с анализом их применения всовременной системе образования. Анализируется потенциал цифровых технологий вдостижении качества ключевых компетенций, сформулированных Европейскойкомиссией. Цифровизация рассматривается авторами одновременно как фактор, влияющий на динамические изменения образовательной среды и национальныхполитик и как инструмент формирования современных компетенций, профессиональных навыков образовательного процесса. Представленная системнаяструктура применения цифровых технологий позволяет конкретизировать цели изадачи, оценить результативность применения и сбалансировать комплексные мерыцифровизация с позиции образовательной политики. Статья также является ответнойреакцией на использование цифровых технологий без единообразной стратегии иобоснованного целеполагания. Данная работа отражает первый этап исследования целей и возможностей цифровой трансформации образования для получения долгосрочного результата (outcomes) в экономической, политической, социальной и индивидуальной сферах жизни общества. ...
Добавлено: 29 мая 2020 г.
Чилипенок Ю. Ю., Данилова Л. С., В кн. : Социально-экономические преобразования и проблемы. Сборник научных трудов (выпуск 7). : Издательство НИСОЦ, 2017. С. 92-104.
На материалах эмпирического исследования, проведенного автором методом экспертного интервью, изучены представления современных руководителей об организационных компетенциях. Представлены мнения респондентов относительно понимания терминов "организационные компетенции" и "ключевые компетенции", их формирования, диагностики и развития ...
Добавлено: 26 ноября 2017 г.
Подольский О. А., Погожина В. А., Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование 2016 № 2 С. 10-27
ходимых для современного молодого человека познавательных компе- тенций определяет формирование долгосрочных жизненных перспектив и результатов: в рамках многочисленных исследований эксперты выде- ляют в качестве ключевых такие компетенции, как решение проблем, информационная грамотность и критическое мышление. Тем не менее, как в определении компонентов указанных компетенций, так и в вопро- сах их оценки все еще много пробелов. ...
Добавлено: 25 июля 2016 г.
Подчуфаров А. Ю., Сеньков Р. В., Ponomarev V. I., , in : Inclusive Development of Society Proceedings of the 6th International Conference on Management and Technology in Knowledge, Service, Tourism & Hospitality (SERVE 2018). : L. : CRC Press, 2020. Ch. 6. P. 36-43.
Добавлено: 22 июня 2020 г.
Сорокин П. С., Вятская Ю. А., Попова Т. А., Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020
В аналитическом материале рассматривается мировая экспертная повестка в области развития навыков. Акцент делается на возможных изменениях, вызванных пандемией коронавируса. Констатируя высокую актуальность «мягких навыков» (soft skills), мы фокусируемся на более узких (и частично пересекающихся с указанной выше категорией) умениях, особенно важных в контексте пандемии и ее ожидаемых последствий. Это навыки «агентности» (способности к проактивному воздействию ...
Добавлено: 30 октября 2020 г.
Байбурина Э. Р., Родионов И. И., Корпоративные финансы 2011 № 1 С. 5-32
В высокотехнологичных отраслях, где важнейшую роль играют инновации, альянсы часто становятся основополагающим фактором конкурентного преимущества компании, так как позволяют компаниям разделить бремя финансовых и интеллектуальных инвестиций в инновации с партнерами. В странах БРИК, являющихся основными источниками роста мирового валового продукта, высокотехнологичные отрасли растут наиболее быстро. Однако компаниям в этих отраслях не хватает внутренних источников инновационных ...
Добавлено: 2 октября 2012 г.
Погожина В. А., Стандарты и мониторинг в образовании 2017 № 3 С. 53-57
Работа посвящена обучению будущих преподавателей анализу неструктурированных педагогических проблемных ситуаций с целью повышения эффективности их решения. Полученные данные показывают, что содержание знаний о составе и структуре действия по анализу неструктурированных проблем, передаваемое в обучении, является внешней причиной повышения эффективности разработки решений неструктурированных проблем в части количества и категориального разнообразия разработанных вариантов решения предложенной проблемной ситуации ...
Добавлено: 24 июля 2017 г.
В статье рассматривается вопрос формирования и оценки критического и креативного
мышления на предметных уроках. Данные умения входят в компетенции 21 века – те,
которые работодатели и исследователи образования признали наиболее важными для нашего
общества. Если мы хотим помочь учащимся развивать эти важнейшие компетенции,
необходимо так организовать учебный процесс – преподавание и учение – чтобы они могли
это делать постоянно. Авторы поставили ...
Добавлено: 12 декабря 2019 г.
В статье рассматриваются проблемы идентификации ключевых компетенций у выпускников вузов в свете различий существующих подходов к определению понятий «компетенция» и «ключевая компетенция». Представлены результаты исследования самоидентификации ключевых компетенций у выпускников университета, определены наиболее востребованные группы компетенций. ...
Добавлено: 26 января 2016 г.
Тарасова Н. В., Тарасова К. В., Философия образования 2019 Т. 19 № 4 С. 94-113
В статье на примере национальных образовательных стандартов КНР, Японии, Сингапура, Тайваня, Южной Кореи рассматриваются ключевые вопросы, связанные с созданием модели компетенций XXI века для учащихся ступени основного общего образования, что связано с комплексным переосмыслением образования и его роли в обществе. Обсуждаются особенности проведенных в последнее десятилетие реформ в области образования в каждой из стран, а ...
Добавлено: 31 октября 2019 г.
Свиридова Л. В., В кн. : Итоги 5-летия реализации Президентской программы в НИУ ВШЭ - Нижний Новгород (2007/08 - 2012/13) у.г.): материалы Международной научно-практической конференции, 29 ноября 2012 г. : Н. Новгород : Издательство НИСОЦ, 2012. С. 173-182.
Автором предложена новая для российских предприятий концепция ведения бизнеса, основанная на культе человеческого капитала и разнообразии индивидуальностей. В отличие от традиционной, где основное внимание уделяется отдельным видам бизнеса, и стратегия строится на поиске формирования «сверху» новых видов бизнеса; в предлагаемой концепции стратегия направлена на синергетическое формирование ключевых компетенций данной организации и общих для образующих с ...
Добавлено: 28 марта 2013 г.
Попова М. В., В кн. : Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке. Сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции 31 января 2012 г.: в 10 частях. Часть 5. Ч. 5.: Тамбов : ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. С. 112-114.
Таким образом, на основе изучения зарубежного опыта создания
региональных кластеров, могут быть созданы типовые программы подготовки
по основным направлениям реализации кластерной политики. Их целью
должно являться создание широкомасштабной, единой по своим принципам
системы передачи знаний, умений и навыков, необходимых для достижения
целей кластерной политики. Ведь кризис внёс целый ряд корректив в работу
промышленных предприятий регионов и сегодня кластерная политика может
стать тем ...
Добавлено: 17 июля 2012 г.
Погожина В. А., Подольский О. А., Вопросы психологии 2017 № 2 С. 89-99
Эксперты единодушны во мнении, что познавательные компетенции крайне важны на рабочем месте и оказывают влияние на карьерные перспективы любого трудоспособного человека. В результате анализа исследований рынка труда были выделены ключевые познавательные компетенции, необходимые для эффективного выполнения профессиональных обязанностей: решение проблем, информационная грамотность, критическое мышление. Проанализировав различные подходы к определению компонентов указанных ключевых компетенций, а также ...
Добавлено: 24 июля 2017 г.
Подольский О. А., Попов Д. С., Рылько Е. Д., М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014
Данный отчет представляет собой подробный анализ результатов первого в Российской Федера ции международного исследования компетенций взрослого населения — PIAAC (Programme for the
International Assessment of Adult Competencies). Представленное исследование направлено на оцен ку грамотности чтения, математической грамотности и навыков решения задач в техноло гически насыщенной среде. Эти компетенции выделяются в качестве ключевых для взрослого на селения в привязке к социально-экономическим ...
Добавлено: 3 октября 2016 г.
Методология исследования действием использована для изучения возможностей внедрения развития навыков XXI в. в практику российских школ. Проведенное исследование является частью проекта Центра инноваций в образовании ОЭСР Teaching, Assessing and Learning Creative and Critical Thinking Skills in Education. Авторы поставили перед собой задачу разработать формат школьного занятия, который включал бы развитие навыков XXI в. на материале ...
Добавлено: 13 декабря 2018 г.
Семенов А. Л., Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование 2023 Т. 21 № 2 С. 7-45
Большинство математиков, говоря о том, что подтолкнуло их к занятиям математикой, подчеркивают интерес, возникший в школе или на занятиях в кружке, к решению какой-то задачи или многих задач, которые неизвестно, как решать. Пример такой задачи мы видим на знаменитой картине Н. П. Богданова-Бельского, ставшей символом российской школы. Интерес будущих математиков поддерживался и университетом. В статье ...
Добавлено: 14 марта 2024 г.
Лытаева М. А., Пестрикова Е. А., Маршакова О. М., Мир психологии. Научно-методический журнал 2023 Т. 112 № 1 С. 143-155
Целью данного исследования является определение представленности групп читательских умений в ФГОС ООО 2010 и 2021 гг. и универсальных кодификаторах для 9-го класса в рамках всех учебных предметов. Основными методами исследования в данной работе выступают контент-анализ и сопоставление умений читательской грамотности по PISA, ФГОС и универсальному кодификатору для 9-го класса. Результаты исследования отражают соотношение рамки читательской ...
Добавлено: 7 мая 2023 г.
Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2012
Сборник научных статей по проблемам высшего образования. ...
Добавлено: 18 ноября 2013 г.
Черногорцева С. В., Сычев С. В., East European Science Journal 2021 No. 3(67) P. 28-38
Пандемия COVID - 19 стала катализатором множественных изменений в сфере реального бизнеса как в организации рабочих процессов, так и в трудовых отношениях, технологической модернизации, переходе на новые формы занятости. Изменение организующих рабочий процесс принципов, таких как учет рабочего времени и привязка к рабочему месту, показавших свою формальность в период самоизоляции, приведет к изменению перечня принципиальных для работодателя психологических и ...
Добавлено: 28 апреля 2021 г.
Седова Н. С., В кн. : Новое в науке и образовании: Международная ежегодная научно-практическая конференция. 11 апреля 2018 г.: сборник трудов / Сост. и отв. ред. Ю. Н. Кондракова; ред. Н. Г. Обидина, А. В. Виноградов. : М. : МАКС Пресс, 2018. С. 301-311.
Статья посвящена исследованию развития ключевых компетенций (4К: креативное мышление, критическое мышление, коммуникация и кооперация) студентов майнора – элемента структуры образовательной программы бакалавриата НИУ ВШЭ.
Дизайн майнора «Безопасность предпринимательской деятельности» имеет определенную специфику, связанную с практикоориентированным содержанием, уровнем подготовки студентов,
выбравших майнор, и учебными целями (прежде всего формирование подсистемы компетентностной модели бакалавра). ...
Добавлено: 14 января 2019 г.
Байбурин Р. Ф., Исаев Д. А., Каспржак А. Г., Отечественная и зарубежная педагогика 2021 Т. 1 № 1 С. 7-29
Современная старшая школа призвана решать как минимум две новые для себя проблемы. Первая определена тем, что выпускник средней школы должен иметь не только хорошую академическую подготовку, чтобы поступить в вуз, но и набор умений и установок, которые позволят ему стать успешным студентом. Вторая проблема — подготовка выпускника школы к жизни в цифровом обществе. Возможность создать условия для того, чтобы старшеклассник ...
Добавлено: 1 марта 2021 г.