?
Новый подход к диагностике ключевых познавательных компетенций современных выпускников вузов
Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 89-99.
Погожина В. А., Подольский О. А.
Эксперты единодушны во мнении, что познавательные компетенции крайне важны на рабочем месте и оказывают влияние на карьерные перспективы любого трудоспособного человека. В результате анализа исследований рынка труда были выделены ключевые познавательные компетенции, необходимые для эффективного выполнения профессиональных обязанностей: решение проблем, информационная грамотность, критическое мышление. Проанализировав различные подходы к определению компонентов указанных ключевых компетенций, а также по следам проведенной экспертной работы, была разработана обобщенная рамка компетенций теста РИК, направленного на оценку базовых умений, включенных в «решение проблем»(Р), «информационную грамотность»(И) и «критическое мышление» (К).
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Подольский О. А., Погожина В. А., Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование 2016 № 2 С. 10-27
ходимых для современного молодого человека познавательных компе- тенций определяет формирование долгосрочных жизненных перспектив и результатов: в рамках многочисленных исследований эксперты выде- ляют в качестве ключевых такие компетенции, как решение проблем, информационная грамотность и критическое мышление. Тем не менее, как в определении компонентов указанных компетенций, так и в вопро- сах их оценки все еще много пробелов. ...
Добавлено: 25 июля 2016 г.
Погожина В. А., Стандарты и мониторинг в образовании 2017 № 3 С. 53-57
Работа посвящена обучению будущих преподавателей анализу неструктурированных педагогических проблемных ситуаций с целью повышения эффективности их решения. Полученные данные показывают, что содержание знаний о составе и структуре действия по анализу неструктурированных проблем, передаваемое в обучении, является внешней причиной повышения эффективности разработки решений неструктурированных проблем в части количества и категориального разнообразия разработанных вариантов решения предложенной проблемной ситуации ...
Добавлено: 24 июля 2017 г.
Тарева Е. Г., Селиванов С. И., Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова 2013 № 3(25) С. 33-38
В статье рассматриваются вопросы интеграции целей обучения иностранному языку как учебному предмету и целей обучения информационно-коммуникационным технологиям в младшей школе. Определены содержательные особенности информационной компетенции, информационной грамотности, компьютерной грамотности и ИКТ-грамотности. Выявлены направления и принципы интеграции компонентов элементарной коммуникативной компетенции и ИКТ-грамотности младшего школьника при обучении иностранному языку. ...
Добавлено: 28 февраля 2014 г.
Храброва В. Е., Вестник Кемеровского государственного университета 2014 Т. 1 № 4(60) С. 99-103
В статье приводятся основные принципы организации работы над английским газетным материалом, требования, предъявляемые к студентам, критерии оценивания, а также примеры практических занятий для формирования критического мировоззрения. Теоретический обзор точек зрения зарубежных лингвистов и психологов по рассматриваемому вопросу дает нам право утверждать, что обширное знание и глубокомыслие студентов, участие в дискуссиях и дебатах на занятиях играют ...
Добавлено: 7 ноября 2014 г.
Смирнова Н. В., Баграмова Н. В., Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Педагогика 2018 № 6
В условиях интернационализации отечественного высшего образования, владение письменной речью на английском языке становится одной из образовательных целей в вузе. Исследования в области лингводидактики и методики обучения иностранным языкам рассматривают обучение письменной речи как «продукту» и/или как «процессу». Однако данные современной социолингвистики свидетельствуют о том, что письменная речь в вузе имеет социальную природу и представляет собой ...
Добавлено: 21 ноября 2018 г.
Анашкина Е. В., Каширина Н. А., Теория и практика перевода 2014 № 1 (16) С. 8-14
В статье рассматривается процесс перевода в единстве трех его этапов: переводческий анализ текста, собственно перевод и редактирование. Критическое мышление трактуется как психологическая основа первого и третьего из них, а творческое мышление – как основа собственно перевода. Таким образом, доказывается, что обучение переводу тесно связано с обучением критическому мышлению, которое, в свою очередь, способствует формированию ...
Добавлено: 24 февраля 2015 г.
Угланова И. Л., Брун И. В., Васин Г. М., Современная зарубежная психология 2018 Т. 7 № 3 С. 18-27
В статье представлена новая методология создания инструментов измерения «Evidence-Centered Design» (ECD), в переводе — систематический подход к разработке тестов. ECD позволяет подойти к созданию инструмента с доказательной позиции: результаты тестирования рассматриваются как свидетельства выраженности определенной психологической черты, характеристики. Методология наиболее актуальна для измерения комплексных, многокомпонентных конструктов. Методологические положения иллюстрируются нашим опытом разработки инструмента измерения креативности ...
Добавлено: 12 декабря 2018 г.
Поддьяков А. Н., М. : Национальное образование, 2016
Книга посвящена психологии исследовательского поведения. В ней анализируются методология и стратегии исследовательского поведения, а также различные виды взаимодействия и взаимопроникновения исследовательского поведения, интеллекта, творчества и игры. Показана роль самостоятельной исследовательской деятельности в познавательном, социальном и личностном развитии ребенка.
Обсуждаются особенности диагностики исследовательского поведения, интеллекта и творчества. Показаны ошибки и внутренние противоречия тестов креативности как «стандартов измерения ...
Добавлено: 14 октября 2015 г.
Лаврухин А. В., Topos (Философско-культурологический журнал) 2012 № 1 С. 148-167
В статье представлена аргументация в защиту беларуской институциональной философии по трём основаниям её функциональной идентификации в пост-советском обществе: философия как ресурс (1) конструирования национальной идентичности (через реализацию модели национального университета в сфере социальных и гуманитарных дисциплин), (2) конструирования «достойного гражданина» (через реализацию модели либерального университета в гуманитарных науках, и самоопределение философа как критически мыслящего интеллектуала ...
Добавлено: 8 ноября 2014 г.
Современные работодатели уделяют повышенное внимание навыкам критического мышления у потенциальных работников. Причиной этому послужили изменения, происходящие на рынке труда: появляются новые профессии, требующие умений работать с информацией и гибкости мышления. Эти изменения нашли отражение в ФГОС высшего образования. Тем не менее, остается значительное число нерешенных проблем, касающихся создания педагогических условий развития критического мышления в вузах. ...
Добавлено: 3 ноября 2020 г.
Ершова Т. А., Профессиональное образование. Столица 2018 № 7 С. 45-47
В статье дано описание профессионального мышления преподавателя иностранного языка в процессе проверки письменных работ обучающихся, и приведены субъективные факторы, влияющие на валидность и надежность процедуры оценивания. Автор предлагает систему примерных заданий для формирования у будущих преподавателей профессиональных когнитивных и коммуникативных умений, необходимых при оценивании иноязычной письменной речи, а также ряд рекомендаций по разработке соответствующего обучающего ...
Добавлено: 3 февраля 2019 г.
Тюменева Ю. А., Вопросы психологии 2015 № 2 С. 21-31
Школьные математические задания с обыденным контекстом оказываются сложными для российских школьников, как показывают результаты исследования PISA. Являются ли эти трудности специфическими, связанными с особенностями именно этих заданий, или они носят более общий характер, но стали очевидными из-за необычности «обыденного» контекста этих заданий для российских школьников? В результате качественного анализа ошибок 60-ти учащихся 8-10 классов, показано, ...
Добавлено: 16 апреля 2015 г.
Погожина В. А., Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология 2015 № 4 С. 388-395
Описан дизайн исследования, направленного на создание полной обобщенной ориентировочной основы действия по анализу проблемной ситуации с целью дальнейшего преобразования проблемной ситуации в осознаваемую задачу. Обосновывается подход к построению универсальной модели анализа широкого спектра проблемных ситуаций, вне зависимости от контекста и предметного поля. Описана модель анализа проблемной ситуации, использующаяся в качестве основания разработки полной обобщенной ориентировки ...
Добавлено: 14 декабря 2015 г.
Корешникова Ю. Н., Фрумин И. Д., Психологическая наука и образование 2020 № 6 С. 88-103
Представлены материалы исследования, проведенного на выборке студентов одного из ведущих национальных исследовательских университетов России (4897 студентов) с использованием метода многомерной регрессии. Авторы обращают внимание на то, что современное поколение студентов живет в условиях новейших технологий, позволяющих им иметь доступ к информации. Однако иметь доступ к информации и уметь грамотно работать с ней — это две ...
Добавлено: 11 января 2021 г.
Тихонова Е. В., Кудинова Н. А., Journal of Language and Education 2015 Vol. 1 No. 3 P. 12-23
Добавлено: 8 ноября 2015 г.
Быстрова Е. В., Современный гуманитариум 2012 № 4 С. 18-21
В данной статье рассматривается роль, которую сформированные в нашем уме зрительные образы играют в изучении иностранного языка, а также возможность их использования для активизации творческого мышления, преодоления психологического барьера при изучении иностранного языка и повышения результативности обучения. ...
Добавлено: 19 марта 2013 г.
М. : МПГУ, 2016
Сборник трудов российских и зарубежных авторов отражает актуальные тенденции современного медиаобразовательного дискурса.
Материалы сборника можно рекомендовать исследователям и преподавателям дисциплин в области массмедиа, медиапедагогики, социологии и психологии массовых коммуникаций, а также магистрантам и аспирантам, чьи научные интересы лежат в сфере медиа, коммуникации и медийного образования. ...
Добавлено: 13 января 2017 г.
Заир-Бек Сергей Измаилович, Муштавинская И. В., М. : Просвещение, 2011
В пособии представлена современная педагогическая технология развития критического мышления, цель которой - помочь ученику сориентироваться в обилии поступающей информации, а учителю - реализовать свой творческий потенциал. Описаны оригинальные методики, разработки уроков, планирование учебного процесса, диагностика результатов, технологии для работы со взрослыми.
Пособие рекомендцется учителям, директорам и их заместителям общеобразовательных учреждений, студентам педагогических университетов ...
Добавлено: 22 октября 2014 г.
Лаврухин А. В., Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология 2014 № 4 (28) С. 318-329
В статье анализируется гуссерлевский проект обновления европейского культурного человечества в контексте генезиса практической философии Гуссерля, экзистенциальных мотиваций появления идеи обновления (Erneuerung) и в перспективе его адаптации к современности. В центре внимания - гуссерлевский тезис об интернационализации феноменологическим «духом автономии». Тематизируя проблему согласования универсально-теоретического и конкретно-практического измерений идеи обновления, автор эксплицирует социально-критический и культуротворческий потенциал феноменологии ...
Добавлено: 11 ноября 2014 г.
Лау Д. Ф., М. : Эксмо, 2017
Автор учит пробуждать в себе креативность, используя эмоции как фактор мотивации, объясняет концепцию критического мышления, дает читателю инструДобавление/редактирование публикацийменты для повышения четкости и рациональности собственных суждений, а также показывает, где конкретно применима та или иная теория ...
Добавлено: 8 октября 2018 г.
Лебедев О. Е., Вопросы образования 2013 № 1 С. 7-24
Взгляды автора на сущность целей образования и результатов образования и на их взаимосвязь, на специфику педагогического целеполагания и структуру иерархической системы целей образования складывались на протяжении почти 60-летней профессиональной педагогической деятельности. Общие цели школьного образования он представляет как трехуровневую систему: развитие способности выбирать образ жизни, адекватный современным тенденциям развития общества; формирование опыта самостоятельного решения познавательных, ...
Добавлено: 27 апреля 2013 г.
Смирнова Н. В., Баграмова Н. В., Science for Education Today 2018 Т. 8 № 6 С. 201-215
Проблема и цель. Статья представляет собой первый этап исследования: постановка проблемы обучения иноязычной письменной речи как социальной практике в вузе в современных условиях изменяющегося образовательного контекста России. Цель нашего исследования – про-анализировать ценностные установки и уровень мотивации, сформированность умений само-стоятельности и (само)рефлексии, умений письменной речи, которые в совокупности характе-ризуют письменную речь как вид социальной практики ...
Добавлено: 30 декабря 2018 г.
М. : НП Центр РКМЧП, 2007
Статьи участников итоговой международной конференции проекта "РКМЧП для высшей школы" обобщают опыт внедрения инновационных педагогических технологий в структуру различных учебных курсов, в практику внеаудиторной работы со студентами и послевузовское образование. Сборник предназначен для преподавателей вузов и системы повышения квалификации работников образования ...
Добавлено: 22 октября 2014 г.
Anna Kachkaeva, Anna Kolchina, Svetlana Shomova и др., Media Practice and Education (до 2018 года Journal of Media Practice) Великобритания 2020 Vol. 3 No. 21 P. 200-211
Проблемы медиаобразования и медиаграмотности, давно находящиеся в фокусе внимания различных наук, тесно связаны, с одной стороны, с возможностями свободного доступа к медиа и умением продуцировать собственные медиатексты, а с другой – со способностью критически осмысливать получаемую из медиа информацию, адекватно оценивать ее источники и стоящие за ними интересы и ценности, а главное – с вопросами ...
Добавлено: 15 мая 2020 г.