?
Хрестоматийные тексты: русская поэзия и школьная практика XIX века
С. 7-34.
Вдовин А. В., Лейбов Р. Г.
Во вступительной статье к коллективной монографии "Хрестоматийные тексты" рассматриваются основные культурные и внутрилитературные механизмы отбора и канонизации текстов на примере русских хрестоматий и книг для чтения 19 века.
В книге
Т. 4: Хрестоматийные тексты: русская педагогическая практика и литературный канон XIX века. , Тарту : University of Tartu Press, 2013
Тарту : University of Tartu Press, 2013
Коллективная монография, подготовленная в рамках международного проекта Эстонского научного фонда, представляет собой первую в литературоведении попытку описать корпус стихотворений А.С. Пушкина, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, П.А. Вяземского, А.В. Кольцова, А.Н. Майкова, Н.А. Некрасова и др., которые оказались наиболее востребованными в школьном преподавании, заучивались наизусть и потому входили во все школьные хрестоматии вплоть до ...
Добавлено: 16 октября 2013 г.
Вдовин А. В., В кн. : Acta Slavica Estonica IV. Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение, IX. Т. 4: Хрестоматийные тексты: русская педагогическая практика и литературный канон XIX века.: Тарту : University of Tartu Press, 2013. С. 310-317.
Приложение представляет собой статистическое исследование корпуса наиболее частотных авторов и их текстов в более чем 100 школьных хрестоматиях и книгах для чтения, изданных в РОссии с 1805 по 1912 гг. Справочник рассчитан на самую широкую аудиторию историков русской литературы, школьного образования в российской империи, социологов культуры ...
Добавлено: 19 декабря 2013 г.
Вдовин А. В., Quaestio Rossica 2020 Т. 8 № 1 С. 85-101
Исследуются количественный и качественный статус и культурные функции современной литературы в 46 русских хрестоматиях 1843– 1904 гг., предназначенных для гимназий и реальных училищ. Актуаль- ность работы обусловлена устаревшим представлением о значении консервативных реформ Д. А. Толстого 1870–1880-х гг. («толстовско- го классицизма»). Используя генеалогический, институциональный и историко-функциональный методы изучения истории образования, автор исследует функцию и последствия как исключения современной литературы из школьной программы, так и ее присутствия в некото- рых хрестоматиях. Феномен классикализации ...
Добавлено: 15 февраля 2020 г.
Вдовин А. В., Лейбов Р., Казакова Е., / Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН. Серия B003 "Репозиторий открытых данных по русской литературе и фольклору". 2021.
В базе данных представлена роспись литературных произведений и отрывков из них, напечатанных в русскоязычных хрестоматиях, выходивших на территории Российской Империи с 1805 по 1912 гг. Принципы отбора материала, оценка репрезентативности базы и пояснения по формату и содержанию данных приведены в файле readme.txt. ...
Добавлено: 24 декабря 2021 г.
АСОУ, 2017
Монография подготовлена в формате Тринадцатой международной научной
конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: педагогические институции в истории человеческого общества» (Москва, Академия социального управления, 16 ноября 2017 г.).
В книге представлены результаты новейших исследований становления и развития педагогических институций в истории человеческого общества.
Научно-педагогическим работникам, преподавателям педагогических дисциплин, студентам, магистрантам, аспирантам, соискателям, слушателям направлений
педагогической подготовки, работникам системы образования. ...
Добавлено: 9 сентября 2018 г.
Вдовин А. В., Зубков К. Ю., Новое литературное обозрение 2020 Т. 164 № 4 С. 161-176
В статье рассматриваются истоки господствующего в современной школе представления о развитии литературы, которая авторами учебников объявляется одновременно выходящей за рамки своего времени и подлежащей историческому изучению. Это представление утвердилось в ходе реформы гимназической программы словесности 1903–1904 годов в результате сложного взаимодействия между институтами литературной критики, научной истории литературы и школы. ...
Добавлено: 27 сентября 2020 г.
Вдовин А. В., В кн. : Пушкинские чтения в Тарту 5: Пушкинская эпоха и русский литературный канон: К 85-летию Ларисы Ильиничны Вольперт. В 2 ч. Ч. 1.: Тарту : Tartu University Pre, 2012. С. 40-56.
В статье в духе истории понятий рассматривается становление и бытование и функции понятия «классик/классический/ русский классик» в русской критике 1820-1850-х гг. ...
Добавлено: 7 октября 2012 г.
Вдовин А. В., Лейбов Р. Г., В кн. : Лотмановский сборник. Вып. 4.: М. : ОГИ, 2014. С. 247-259.
В статье на основании большой выборки из школьных хрестоматий с 1828 по 1917 гг. рассматриваются особенности циркуляции, индексации, трансформации пушкинских текстов в практике школьного преподавания Российской империи. ...
Добавлено: 16 октября 2013 г.
Павловец М. Г., Новое литературное обозрение 2014 Т. 130 № 6 С. 398-403
Отчет о научной конференции "История русской неподцензурной литературы: одиночки, сообщества, выработка новых форм и канонов", состоявшейся в МГПУ 22 марта 2014 г. ...
Добавлено: 19 февраля 2015 г.
Германович А. А., Яковлева Н. Р., Россия 2018 № 6 С. 19-30
В российской науке настоящий момент наблюдается дефицит работ по вопросам теории и методологии истории образования, которые обсуждаются в англоязычной литературе. В статье дан общий обзор методологических оснований и дискуссий в области теории истории образования в Европе и США на базе анализа научных статей и книг, опубликованных после 1950-года, с акцентом на последние 20 лет – ...
Добавлено: 3 сентября 2019 г.
Романенко К. Р., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2022 Т. 6 № 2 С. 166-188
Для понимания трансформации канонов, борьбы с канонами, обсуждения канонов продуктивно исследовать фанфикшн— особую читательскую, зрительскую и авторскую практику, в рамках которой активно создаются непрофессиональные и некоммерческие тексты, основанные на сюжетах и героях чужих произведений. Фанфикшн устроен парадоксально: он зиждется на специфичном каноне— коллективно отобранных кино- и литературных текстах, — движется поклонением, эмоциональной привязанностью и вниманием, ...
Добавлено: 1 июля 2022 г.
В.А. Иванова, В кн. : Материалы чтений памяти Б.Н. Мельниченко и С.Е. Трифонова. Сборник статей. : СПб. : Издательство РХГА, 2022. С. 33-37.
В докладе рассматриваются особенности литературного канона, имевшего особое значение для средневековой поэзии Сиама (XV-сер. XIX). На материале ниратов (поэм о путешествии и разлуке) определяются канонические схемы, структуры, нормы и признаки, которым неукоснительно следовали сиамские стихотворцы. Через заимствование и подражание произведению, а не автору, средневековые поэты старались добиться как можно большего сходства своих новосозданных произведений с ...
Добавлено: 7 июня 2022 г.
Вдовин А. В., В кн. : Acta Slavica Estonica IV. Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение, IX. Т. 4: Хрестоматийные тексты: русская педагогическая практика и литературный канон XIX века.: Тарту : University of Tartu Press, 2013. С. 139-162.
В статье впервые рассматривается генезис и бытование одного из самых популярных в XIX веке стихотворений А.В. Кольцова "Что ты спишь, мужичок?" Автор показывает, что истоки поэтических размышлений Кольцова о лени русского мужичка следует искать в русском гегельянстве М.Н. Каткова, под влиянием которого поэт оказался в момент написания текста. В статье исследуется прихотливая рецепция стихотворения вплоть ...
Добавлено: 16 октября 2013 г.
Койтен А. А., Земскова Е. Е., В кн. : XVIII век: Сборник 27: Пути развития русской литературы XVIII века. : СПб. : Наука, 2013. С. 220-261.
Статья посвящена перевому переводу на немецкий язык оды Г.Р. Державина "Фелица", опублкованному педагогом-филанторпистом К.Г. Вольке в учебной книге 1785 года в Санкт-Петербурге ...
Добавлено: 27 марта 2013 г.
АСОУ, 2018
Представлены результаты новейших исследований отечественных и зарубежных авторов, в которых рассматриваются актуальные проблемы истории педагогики.
Научно-педагогическим работникам, преподавателям педагогических дисциплин, студентам, магистрантам, аспирантам, докторантам, соискателям направлений педагогической подготовки, слушателям системы повышения квалификации и
профессиональной переподготовки педагогических кадров, работникам системы
образования. ...
Добавлено: 10 сентября 2018 г.
Архангельский А. Н., Октябрь 2015 № 1 С. 163-166
Статья посвящена анализу современной российской прозы с точки зрения характерного для русской литературы канона: ориентации на западную традицию во всем, что касается нарратива, и предпочтения "восточного" типа героя. ...
Добавлено: 20 ноября 2015 г.
Германович А. А., Известия Российской академии образования 2017 № 2 (42)
В статье рассматривается учение и педагогическое наследие второго по важности представителя классического конфуцианства – Мэн-цзы. Особый интерес представляет учение Мэн-цзы в связи с тем, что его идеи о «доброй природе» человека, «исчерпании сердца», «четырех началах», «гуманном правлении», «младенческом сердце» и др. определили развитие общественной, социальной, философской и педагогической мысли Китая на многие века. В статье ...
Добавлено: 28 августа 2017 г.
Успенский П. Ф., Файнберг В. В., М. : Новое литературное обозрение, 2020
В гуманитарном мире сложился устойчивый образ О. Мандельштама — сложного, «темного» поэта, чьи стихи нуждаются в кропотливой дешифровке. Увлеченные поисками интертекстуальных связей, филологи зачастую игнорируют первооснову мандельштамовской лирики — язык. В своей монографии «К русской речи» П. Успенский и В. Файнберг исследуют роль идиоматики в поэтическом языке Мандельштама: как поэт систематически использует фразеологию для создания ...
Добавлено: 26 июня 2020 г.
Павловец М. Г., В кн. : Русская литература XIX–XXI веков: метаморфозы смысла: Юбилейный сборник научных трудов, посвященный Н.И. Якушину и В.В. Агеносову. : М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2017. С. 182-190.
Статья посвящена рассмотрению статьи "Код Велимира" и одноименной поэмы поэта Сергея Бирюкова, автор которых утверждает творческое наследие Велимира Хлебникова в качестве основополагающего для разрабатываемой Сергеем Бирюковым концепции "внеисторического авангарда". ...
Добавлено: 18 января 2018 г.
Агафонова Я. Я., В кн. : Русская филология. 28: Сборник научных работ молодых филологов. : Тарту : Издательство Тартуского университета, 2017. С. 52-61.
В статье рассматриваются издательские стратегии, характерные для выпуска специальных книг для народа и народных чтений в сравнении с практикой издания лубочных книжных брошюр во второй половине XIX века. ...
Добавлено: 28 сентября 2020 г.
Делазари И. А., Литература двух Америк 2016 № 1 С. 265-286
Девять изданий «Нортоновской антологии американской литературы» (1979–2016) рассматриваются в статье как барометр сложившейся в США на рубеже ХХ-XXI вв. литературоведческой научной парадигмы. За очерком истории жанра и позиции антологии на американском рынке книжной продукции следует подробный анализ перестановок в составе редколлегии, принципов осуществляемого ею отбора авторов и текстов, а также траекторий включения и исключения конкретных ...
Добавлено: 29 сентября 2018 г.
Вдовин А. В., В кн. : Институты литературы в Российской империи. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023. Гл. 11. С. 315-348.
В главе на архивном материале рассматривается история создания и имплементации первой единой программы по словесности для военных учебных заведений в Российской империи. ...
Добавлено: 4 сентября 2023 г.
М. : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2002
Выдающийся русский ученый Петр Францевич Лесгафт всю свою жизнь посвятил созданию науки о человеке, раскрывая закономерности формирования его тела, интеллекта и духовно-нравственной сферы. Вдумчивое прочтение книги мудрого учителя поможет глубже проникнуть в тайны воспитания личности в сложных условиях работы школы на рубеже веков. В книгу вошли следующие работы П.Ф. Лесгафта: "Школьные типы", "Основные проявления ребенка ...
Добавлено: 22 июня 2018 г.
Агафонова Я. Я., Новое литературное обозрение 2019 № 2 (156) С. 77-93
В статье рассматривается проблема конструирования государством народного читателя во второй половине XIX века в контексте популярной просветительской практики чтений для народа. Одним из ключевых методов просвещения становилась популяризация литературной классики. Специально созданная Комиссия по устройству народных чтений стремилась адаптировать классическую литературу для малограмотного и чуждого этой литературе народа. Стратегии адаптации, предпринятые издателями Комиссии, позволяют выявить ...
Добавлено: 28 сентября 2020 г.