Препринт
Фискальная политика в будущем: вызовы и возможности
В статье описывается возможность применения финансовых инструментов управления риском в процессе построения бюджетной политики государства. Государство сталкивается с проблемами (прогнозирование налоговых поступлений, сокращение дефицита бюджета), которые можно решить с помощью таких финансовых инструментов управления риском, как: метод Монте-Карло, приведенная стоимость денежных потоков, портфельный анализ, хеджирование и других.
Главной целью проекта ОЭСР была выработка рекомендаций, направленных на совершенствование использования экономических инструметов и иных инструментов управления водными ресурсами для обеспечения устойчивого развития водного сектора, а также социально-экономического развития Республики Бурятия в целом. Проект состоял из трех этапов, по завершении которых были подготовлены отдельные соответствующие отчеты, включенные в данную серию работ, выполненных по заказу ОЭСР.
Предлагаемые рекомендации относятся скорее к совершенствованию водной политики, тогда как целью серии проектов была не выработка детальных методик или инструкций по применению отдельных инструментов, а задание общего направления проведения реформ политики в области управления водными ресурсами. Подобные методические указания по внедрению или совершенствованию тех или иных административных и экономических инструментов предполагается выработать позднее, после принятия принципиальных политических решений по предложенным мерам.
Since 2008, the world economy has been facing consequences of the global financial crisis. One of them is rapid growth in public debt in most advanced economies, which resulted from an overoptimistic estimate of fiscal situation before the crisis, declining government revenue and increasing social expenditure during the crisis, costs of the banking system restructuring, countercyclical fiscal policies, etc.
For this reason, many governments are trying to determine a ‘safe’ level of fiscal deficit and public debt. However, this is not an easy task. There is no single standard of fiscal safety for all economies. Besides, a globalized economy and irregular business cycle make it difficult to find out in which phase of the cycle a given economy is at the moment, while this is essential to assess fiscal indicators.
Historical experience shows that default risk may materialize at different levels of public debt, sometimes seemingly very low. In fact, a ‘safe’ borrowing level is country-specific and depends on many factors and often unpredictable circumstances. However, given the tense situation in global markets, the ‘safe’ level of public debt is lower than it used to be a decade ago. Another argument for a cautious approach concerns a highly pro-cyclical nature of such measures as the fiscal deficit to GDP or public debt to GDP ratios.
Lessons of the latest crises also indicate importance of more accurate estimation of countries’ contingent fiscal liabilities, particularly of those relating to the stability in the financial sector. If looking into the future, a correct estimation of other contingent liabilities, particularly those related to social welfare systems (implicit debt of the public pension and health systems) are of primary importance in the context of the ageing society and population decline. These liabilities far exceed official statistics on the public debt in some counties. As a result, such statistics does not present an adequate picture of the nation's public debt and actual fiscal burden that will be imposed on the shoulders of the following generations of taxpayers.
Демьянова Е.А. ИСПАНИЯ В ЕС: ИТОГИ. Статья посвящена изучению итогов присоединения Испании к Европейскому союзу. Исследование основывается на изучении поэтапного включения Испании в проведение основных политик ЕС, таких как бюджетная, монетарная, внешнеторговая и валютная, и оценке того, как это повлияло на экономику Испании. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что участие в политиках ЕС помогло Испании справиться со многими проблемами, существовавшими долгое время, и добиться стабилизации темпов экономического развития.
Минфин обозначил основные контуры налоговой политики на ближайшую перспективу — до 2013 года. Во главу угла, как и следовало ожидать в свете недавней официальной риторики, поставлена поддержка инновационной активности.
Данная работа изучает фискальную политику в России в 2004–2010 гг. с помощью структурного баланса бюджета и измерителей фискального импульса. Для получения робастных результатов используется несколько методов оценивания потенциального ВВП. Выдвигается гипотеза о том, что выпуск в России подвержен шокам двух типов: персистентных внешних и краткосрочных внутренних. В 2004–2010 гг. фискальная политика сглаживала внутренние шоки, но не могла погасить влияние внешних шоков. Фискальная политика проциклична и не стабилизирует выпуск.
В главне рассмиатриваются следующие вопросы:
1) Бюджет ЕС: происхождение и содержание
2) Годовые и многолетние финансовые планы
3) Проблемы бюджетной политики ЕС
4) Внебюджетные финансовые инструменты
Партийные правительства играют важнейшую роль в формировании макроэкономической политики стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): они напрямую управляют фискальной политикой и контактируют с Центральным банком, ответственным за монетарную политику. Идеологическая позиция - важная характеристика коалиции, сформировавшей правительство. Данная работа рассматривает влияние идеологической позиции правящей коалиции на макроэкономическую политику стран ОЭСР. В настоящей работе с помощью статистических методов исследуется взаимосвязь между «правизной» правящей коалиции и такими характеристиками бюджетной политики, как баланс бюджета, государственные затраты и налоговые сборы. В рамках работы показано, что влияние идеологии обусловлено рядом социальных и экономических факторов, поэтому влияние идеологии может быть разнонаправленным в различных условиях.
Глава книги рассматривает фискальную политику России и, главным образом, создание Стабилизационного фонда как средства противодействия негативным эффектам внешней макроэкономической конъюнктуре. Показана роль Стабилизационного фонда в России в начальный период кризиса 2008-09 гг.
Рецензия на книгу Барбера М. Приказано добиться результата. Как была обеспечена реализация реформ в сфере государственных услуг Великобритании / пер. с англ. под науч. ред. Я.И. Кузьминова, А.В. Клименко. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 394 с.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
В декабре 2011 г. был обнародован консультативный документ Базельского комитета по принципам надзора за деятельностью финансовых конгломератов. В статье дан обзор данных принципов, а также ряд предложений, разработанных авторами в рамках проведенного анализа исследовательской группы ВШЭ.
Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.
Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология
В статье проанализированы последствия гайдаровских реформ для России.