?
Особенности непреднамеренного усвоения пространственных закономерностей
Гл. 14. С. 63-67.
Деева Т. М., Д. Д. Козлов
Считается, что при решении задач могут
непреднамеренно усваиваться довольно сложные закономерности
самого разного типа. Эффект научения при этом проявляется
в изменении эффективности решения задач или в способности
классифицировать новые стимулы на основании усвоенной
закономерности. Однако знание зачастую оказывается связанным
с экспликацией фрагментов закономерности или повторяющихся
особенностей стимульного материала. При непреднамеренном
усвоении пространственных закономерностей содержание знания
остается неясным. Обсуждаются эксплораторные результаты
эксперимента, посвященного усвоению пространственного
паттерна при решении мыслительной задачи с элементом
зрительного поиска.
Деева Т. М., Козлов Д. Д., Психологические исследования: электронный научный журнал 2022 Т. 15 № 82 Статья 4
Мы можем выделять и усваивать пространственные закономерности расположения предметов в
окружающей среде. Иногда это происходит неосознанно в процессе решения каких-либо задач, не
связанных с этими закономерностями, и может влиять на наши последующие действия. Однако
пространственные закономерности усваиваются не всегда, и остается неясным, какие условия
являются определяющими для их имплицитного усвоения. Может ли пространственная
закономерность усваиваться без двигательной активности? В какой ...
Добавлено: 26 сентября 2022 г.
Агафонов А. Ю., Бурмистров С. Н., Козлов Д. Д. и др., Интеграция образования 2018 Т. 22 № 2 С. 339-352
Введение. Проведено исследование, нацеленное на выявление особенностей применения имплицитного знания при выучивании комбинированной последовательности. Работа направлена на решение проблемы неосознаваемого восприятия множественной информации. В отличие от большинства работ, в которых исследовался собственно процесс имплицитного научения, в статье рассматривается применение имплицитного знания в условиях сознательного контроля одного из параметров комбинированной последовательности. Цель статьи – выявить особенности ...
Добавлено: 30 сентября 2020 г.
Деева Т. М., Козлов Д. Д., Экспериментальная психология 2021 Т. 14 № 1 С. 95-107
Настоящая работа посвящена проблеме неосознанного получения абстрактного знания. Описан эксперимент, связанный с решением круговых 5-буквенных анаграмм, составленных по определенной инвариантной схеме. Выучиваемый инвариант не является перцептивным, что отличает данное исследование от классических экспериментов в технике «усвоение инвариантных характеристик». Обсуждается возможность имплицитного усвоения схемы решения. Сравнивается результативность групп с постоянной схемой решения и с изменением схемы ...
Добавлено: 28 сентября 2020 г.
Зверев И. В., Moroshkina N., Psychology. Journal of the Higher School of Economics 2022 Vol. 19 No. 1 P. 150-168
Важную роль в вынесении суждений играет эвристика беглости обработки информации. Беглость обработки может происходить как из релевантных, так и из нерелевантных источников и, следовательно, помогать в вынесении суждения или, напротив, приводить к ошибкам. Основной вопрос настоящего исследования — могут ли люди различать беглость обработки, производную из концептуального или перцептивного источников. В исследовании использовалась методика научения ...
Добавлено: 19 ноября 2021 г.
Ivanchei I. I., Moroshkina N., Tikhonov R. и др., Journal of Experimental Psychology: General 2019 Vol. 148 No. 9 P. 1505-1516
We address the question how people’s opinion and features of information interact in the process of indirect social influence. Implicit learning was considered as a mechanism for conformity in social perception. We carried out 2 experiments using a hidden covariation detection paradigm. In a learning phase, participants memorized a set of female photographs presented together ...
Добавлено: 14 июля 2019 г.
Крюкова А. П., Агафонов А. Ю., Бурмистров С. Н. и др., Экспериментальная психология 2018 Т. 11 № 3 С. 63-77
В статье описано исследование, целью которого стало выявление эффекта переноса имплицитного знания искусственной грамматики на решение сенсомоторных задач. Рассматривается значение имплицитного знания в актуальной когнитивной деятельности. В эксперименте приняли участие 40 добровольцев в возрасте от 18 до 43 лет. Участники эксперимента обучались правилу искусственной грамматики на основании имплицитной методики обучения. Задание контрольного этапа состояло в ...
Добавлено: 30 сентября 2020 г.
Деева Т. М., Козлов Д. Д., В кн. : Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 19 июня 2019 г. : М. : Буки Веди, 2019. С. 144-150.
В статье представлены результаты исследования, касающегося имплицитного научения при решении 5-буквенных анаграмм. Рассматривается возможность неосознанного усвоения инвариантной схемы решения. В отличие от большинства экспериментов в технике «усвоение инвариантных характеристик», инвариант в данном случае не является перцептивным. Сравнивались решения анаграмм в группах с постоянной
схемой решения и с изменением схемы решения. Обнаружен слабый эффект негативного переноса, который ...
Добавлено: 28 сентября 2020 г.
Одной из ключевых методических проблем когнитивно-психологических исследований является измерение осознания. Выбор метода измерения часто происходит без привязки к конкретным теори- ям или формулировки каких-либо эксплицитных допущений о природе измеряемого феномена. Вы- двигается идея о том, что низкая степень теоретической обоснованности применяемых методов при- водит к неконструктивной критике и разногласиям между исследователями. Рассмотрены основные методы измерения ...
Добавлено: 6 декабря 2022 г.
Тихонов Р. В., Морошкина Н. В., Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика 2016 № 4 С. 75-87
Изучалось влияние диадного взаимодействия на применение имплицитных знаний в задаче перцептивной категоризации. На первом этапе участники выполняли задачу по запоминанию изображений из целевой категории, а на втором и третьем этапах классифицировали новые стимулы. В диадном условии второй этап выполнялся в паре с другим участником, а третий — индивидуально. В индивидуальном условии участники самостоятельно проходили все три этапа. Имплицитные знания проявились в обоих условиях, но их ...
Добавлено: 23 февраля 2019 г.
Тихонов Р. В., Андриянова Н., Российский журнал когнитивной науки 2018 Т. 5 № 2 С. 57-63
Семинар по имплицитному научению (Implicit Learning Seminar) — это международное мероприятие, которое ежегодно объединяет исследователей, изучающих неосознаваемые когнитивные процессы. В семинаре регулярно участвуют такие известные фигуры в области, как Аксель Клирманс (Axel Cleeremans), Золтан Динес (Zoltan Dienes), Элизабет Норман (Elisabeth Norman) и другие. Неформальная атмосфера, узкая тематика и небольшое количество участников способствуют обсуждению вопросов, выходящих ...
Добавлено: 19 февраля 2019 г.
Крабис А. В., Jiang N., Second Language Research 2014 Vol. 30 No. 3 P. 351-379
Добавлено: 20 сентября 2014 г.
Деева Т. М., Козлов Д.Д., Психологические исследования: электронный научный журнал 2022 Т. 15 № 81 Статья 1
В настоящее время остается неясным, что же выучивается в процессе имплицитного усвоения сложных закономерностей. Возможно ли имплицитное выучивание сложной закономерности целиком, или мы имеем дело с выучиванием ее отдельных элементов? Если закономерность касается расположения букв в анаграмме, то применение знания о ней, как правило, является осознанным и контролируемым. Остается неясным, возможно ли в данном случае ...
Добавлено: 26 сентября 2022 г.
Толстухина О. Н., Аллахвердов М. В., В кн. : Восьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. : Институт психологии РАН, 2018.
Выявлено, что испытуемые статистически значимо разными способами реагировали на три типа обратной связи. Ненаправленная пре-имущественно отрицательная обратная связь значимо лучше влияет на стремление к достижению цели – попадание в заданный диапазон, чем ненаправленная преимущественно положительная обратная связь. Наиболее эффективный тренд научения демонстрировала контрольная груп- па с истинной обратной связью. ...
Добавлено: 13 ноября 2020 г.
М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017
Монография включает ряд обзорных статей, посвященных
феноменам, трудностям и психологическим механизмам процесса научения. Публикуемые работы объединены интересом
к закономерностям научения, то есть к изменению человеческого поведения под влиянием приобретаемого опыта. Издание может быть использовано в качестве учебного пособия для
учебных курсов, преподаваемых на психологических факультетах университетов: «Общая психология», «Психологический практикум», «Экспериментальная психология», «Психология познания», «Психология развития», «Введение в
профессию», ...
Добавлено: 19 июля 2018 г.
Заиченко Н. А., Управленческое консультирование 2013 Т. 5 № 53 С. 113-120
Рассматривается проблема выявления и адекватного использования институциональных предпосылок при формировании образовательных политик. В контексте статьи предлагается тестирование новой идеи —авторская трактовка понятий институциональные предпосылки, институциональные пробки; типология институциональных предпосылок в целях формирования и реализации стратегии развития системы образования. Обоснованием актуальности темы являются экспертные выводы автора по результатам анализа программ развития восемнадцати районных систем образования Санкт-Петебурга ...
Добавлено: 19 декабря 2013 г.
Добавлено: 15 сентября 2020 г.
Долгоруков В. В., В кн. : Двенадцатые Смирновские чтения: материалы Международной научной конференции, Москва, 24–26 июня 2021 г. : М. : Русское общество истории и философии науки, 2021. С. 86-89.
Рассматриваются две разновидности потенциального знания группы: дистрибутивное знание, определяемое через пересечение отношений достижимости агентов, и имплицитное знание, определяемое через логическое следствие из конъюнкции фактов, известных агентам по отдельности. Демонстрируется, что в классе конечных модально различимых моделей эти понятия совпадают. Рассматриваются варианты модификации имплицитного знания. Демонстрируется, что все рассматриваемые варианты в классе конечных модально различимых моделей ...
Добавлено: 28 июня 2021 г.
Харламов А. А., Pilgun M., , in : Neuroinformatics and Semantic Representations: Theory and Applications. : Cambridge Scholars Publishing, 2020. P. 199-218.
В работе представлены результаты использования нейросетевого подхода в психолингвистических исследованиях восприятия текста. Были проведено тестирование возможностей технологии TextAnalyst для анализа восприятия и интерпретации текста, а также для выявления в тексте имплицитной информации. Материалом послужили произведения «Другие берега» В. Набокова и «Набережная неисцелимых» И. Бродского. Автобиографические произведения были выбраны для анализа как содержащие личную, важную для ...
Добавлено: 7 декабря 2021 г.