Глава
Кросс-культурные и гендерные различия показателей психологического благополучия на примере российских и канадских студентов
Существует многообразие взглядов на проблему оценки психологического благополучия личности, и в рамках различных подходов предлагаются разные индикаторы для оценки данного конструкта. При этом психологическое благополучие не является простой линейной суммой множества критериев и сильно зависит от личностных и культурных переменных. В данной связи проявляются преимущества универсальной многокомпонентной модели психологического благополучия К. Рифф.
В книге

Монография представляет собой новый взгляд на феномен российской национальной культуры труда с акцентом на роли в ней иностранного культурного и институционального влияния. Российская национальная культура труда рассматривается как система, дополненная ценностями, установками, образцами взаимодействия и деятельности, которые сформировались в результате усвоения и адаптации элементов иностранных культур либо как асимметричная реакция на их воздействие в ходе прямого соперничества, прежде всего, по линии «Россия – Запад». Особое внимание уделяется оценке роли в российском обществе иностранных специалистов (экспатов) как социального слоя, который оказывал влияние на социальное, культурное и экономическое развитие России на разных фазах становления российского государства вплоть до настоящего времени. Демонстрируется существование типов иностранного институционального и культурного воздействия с разным эффектом вызываемых в российском обществе изменений и зон российской культуры труда, подверженных и не подверженных изменениям.
В монографии проведен аналитический обзор основных моделей межкультурного взаимодействия, раскрыты основные психологические проблемы межкультурного взаимодействия мигрантов и принимающего населения, представлены результаты социально-психологического исследования взаимосвязи стратегий межкультурного взаимодействия мигрантов и представителей принимающего общества с их психологическим благополучием. Исследование проводилось в Москве и на Северном Кавказе, таким образом, представители народов Северного Кавказа и русские выступили в исследовании, как мигрантами, так и представителями принимающего населения. В исследовании использована методология Дж. Берри. Проведено сопоставление аккультурационных стратегий мигрантов и аккультурационных ожиданий принимающего населения в обоих регионах. Выявлены психологические характеристики мигрантов и представителей принимающего населения, придерживающихся различных аккультурационных стратегий/ожиданий.
Монография предназначена для специалистов, интересующихся социально-психологическими проблемами аккультурации мигрантов и стратегиями межкультурного взаимодействия.
В работе использованы данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения – Высшая школа экономики. Результаты эмпирического исследования не противоречит гипотезам об использовании образования в качестве сигнала на рынке труда. Приведенные результаты подтверждают гипотезы работ других авторов о том, что образовательные сигналы теряют силу с ростом внутрифирменного стажа работника. Исследование позволило обозначить гендерные различия в функционировании формального механизма скрининга в нашем обществе. Например, диплом о высшем образовании позволяет женщинам гораздо дольше, чем мужчинам, сохранять различия в оплате труда по сравнению с оплатой труда работниц с более низкими уровнями образования, при условии, что они не меняют места занятости и не повышают уровень своего образования.
Существующие данные о связи оптимизма с академической успешностью довольно противоречивы. Было проведено два исследования связи между оптимистическим атрибутивным стилем, благополучием и академической успешностью. Использовался новый русскоязычный инструмент для измерения оптимистического стиля объяснения успехов и неудач (СТОУН: Гордеева, Осин, Шевяхова, 2009), включающий субшкалы стабильности, глобальности и контролируемости. В первом исследовании оптимистический стиль объяснения позитивных событий был связан с более высокой учебной успешностью старших школьников (N=225) и являлся медиатором связи между учебной успешностью и самооценкой. Во втором исследовании пессимистический стиль объяснения негативных событий предсказывал у абитуриентов университета (N=108) успешную сдачу трёх сложных письменных вступительных экзаменов. Медиатором связи оптимистического атрибутивного стиля объяснения позитивных событий с успешностью сдачи экзаменов выступали ожидания успеха. Результаты свидетельствуют о том, что стили объяснения успехов и неудач неодинаково связаны с академической успешностью и субъективным благополучием в ситуациях различного типа.
В статье сделана попытка изучить взаимосвязи стратегий адаптации мигрантов с их психологическим благополучием и психологической адаптацией.
В статье на основе данных, полученных в психолингвистических экспериментах в 2009-2010 гг. с русскими и шведскими студентами (проект на грант Шведского интститута) рассматривается структура нескольких комплексных ценностей («Гармония», «Свобода», «Демократия», «Толерантность» и «Патриотизм»), а также анализируется их внешняя системная организация с точки зрения как культурной специфики, так и гендерных особенностей. Доказывается, что ценностные концепты имеют иерархическую организацию разных уровней генерализованности от простых к более сложным ценностям, причем разные комплексные ценности внутри одной системы определенным образом пересекаются между собой.
В статье излагаются некоторые результаты компаративного исследования русской и шведской систем ценностей у студентов, а именно представлен анализ гендерных сходств и различий как в рамках одной культуры, так и при кросс-культурном анализе. В исследовании предлагаются и обсуждаются комплексные психолингвистические методы исследования заявленной проблематики.
В отличие от большинства европейских стран, где вероятность работать на временной основе выше для женщин, в России временную работу имеют в основном мужчины, что в большей степени характерно для рынков труда во многих развивающихся странах. В настоящей работе исследуются причины этого явления. Автор использует данные, полученные в ходе Национального обследования бюджетов домашних хозяйств и участия в социальных программах (НОБУС), проведенного в 2003 году Росстатом (при участии Всемирного банка). Результаты анализа показывают, что гендерные различия во временной занятости в России существуют; ключевыми факторами, определяющими эти различия, являются образование и семейный статус.