?
Влияние перцептивной не-беглости на запоминание информации
С. 36-39.
Ранее были проведены исследования, показывающие как положительную роль не-беглости на запоминание информации, так и отрицательную. Более того, некоторые исследования не обнаружили каких-либо различий между беглыми и не-беглыми шрифтами. При этом существуют два противоположных теоретических подхода к объяснению возможных эффектов влияния не-беглости. Целью данного исследования было изучение этих эффектов на русскоязычной выборке в условиях предъявления им текста на английском языке, а также эмпирическая проверка заявлений создателей шрифта Sans Forgetica о его преимуществе для запоминания информации над другими шрифтами.
Язык:
русский
Ключевые слова: запоминаниекогнитивная нагрузкатеория беглости обработкине-беглостьжелательные трудностишрифтыSans Forgetica
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Березнер Т. А., Горбунова Е. С., Психологические исследования: электронный научный журнал 2021 Т. 14 № 78
В последнее время активно обсуждается идея влияния на запоминание информации перцептивно не-беглых, плохо разборчивых шрифтов. Объяснением возможного положительного эффекта выступает подход «желательных трудностей», и не-беглые шрифты рассматриваются как вид подобной трудности. Считается, что они влияют на метакогнитивные процессы при работе с текстами, вызывая более глубокую обработку информации по сравнению с обычными, беглыми шрифтами. В соответствии ...
Добавлено: 29 августа 2021 г.
Березнер Т. А., В кн. : Psy-Вышка: сборник материалов Международной научной конференции (Москва, 20–22 мая 2021 г.). : СПб. : Скифия-принт, 2022. С. 56-57.
Тезисы выступления на конференции PSY-Вышка ...
Добавлено: 14 сентября 2022 г.
Березнер Т. А., Горбунова Е. С., В кн. : Психология XXI века. Психологические исследования: от теории к практике. Сборник тезисов участников международной научной конференции молодых ученых 21–23 апреля 2021 г. : СПб. : Скифия-принт, 2021. С. 63-64.
В статье представлен план исследования эффекта не-беглости. ...
Добавлено: 15 июля 2021 г.
Березнер Т. А., В кн. : Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 23 – 24 июня 2021. : М. : Институт практической психологии и психоанализа, 2021. С. 75-79.
Недавно был открыт эффект не-беглости, согласно которому можно улучшить запоминание благодаря изменению шрифтов на менее разборчивые. В ряде исследований было поставлено существование данного эффекта под сомнение, а также был поднят вопрос о возможном существовании модераторов у данного эффекта, влияющих на его проявление. В данной работе в качестве такого модератора было рассмотрено наличие изображений, сопровождающих текстовую ...
Добавлено: 14 июля 2021 г.
Березнер Т. А., Горбунова Е. С., Психологические исследования: электронный научный журнал 2023 Vol. 16 No. 92 Article 2
Эффект не-беглости — это улучшение запоминания информации, если ее обработка является затруднительной. Не-беглость обычно создается путем изменения перцептивных характеристик информации. Эффект не-беглости был показан в нескольких исследованиях, но число последующих неудачных его репликаций больше. Среди возможных причин, по которым эффект не-беглости часто не удается обнаружить, мы рассматриваем наличие изображений, сопровождающих текстовую информацию, в качестве возможного ...
Добавлено: 29 января 2024 г.
Problem-solving support and instructional sequence: impact on cognitive load and student performance
Добавлено: 3 ноября 2023 г.
Шепеленко Т. М., В кн. : Вторые Всероссийские Державинские чтения. Т. 8: Иностранный язык юридической специальности. Проблемы перевода и межкультурной коммуникации.: М. : Российская правовая академия Минюста РФ, 2007. С. 214-218.
В статье на примере урока на закрепление лексики рассматривается использование обратного перевода на базе учебного материала курса «Inside Out», Уровень «Upper Intermediate». ...
Добавлено: 4 октября 2012 г.
Девятко И. Ф., Лебедев Д. В., Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены 2017 № 5 С. 1-19
Представление о том, что инструментарий исследования, опосредующий коммуникацию между интервьюером и респондентом, влияет на качество получаемой в процессе проведения интервью информации, давно стало общепринятым в социологической методологии, однако среди множества методов оценки качества опросного инструментария и выявления связанных с ним источников ошибки измерения в опросных данных пока отсутствуют методы количественной оценки когнитивной нагрузки на интервьюера ...
Добавлено: 22 декабря 2017 г.
Березнер Т. А., Горбунова Е. С., Российский журнал когнитивной науки 2022 Т. 9 № 3-4 С. 5-28
Данная обзорная статья посвящена эффекту не-беглости (disfluency effect). Он заключается в улучшении запоминания информации и последующих образовательных результатов за счет снижения беглости обработки информации (processing fluency). Согласно основной концепции, объясняющей эффект не-беглости, если информация записана неразборчиво, это вызывает у обучающегося чувство сложности, не-беглости, которое приводит к более глубокой обработке информации. Традиционно эффект не-беглости рассматривают с ...
Добавлено: 29 января 2024 г.
Шепеленко Т. М., В кн. : Проблемы преподавания языка права : материалы межвузовской научно-практической конференции (Москва, 2 апреля 2010 г.). : М. : РПА Минюста России, 2010. С. 156-160.
В статье говорится о необходимости овладения сложной, но не менее интересной и увлекательной темой при изучении английского языка – фразовыми глаголами, и даются примеры некоторых полезных упражнений на их активизацию. ...
Добавлено: 7 октября 2012 г.
Хирд Д., Шепеленко Т. М., , in : Коммуникативная лингвистика и межкультурная коммуникация. Материалы Международной научно-практической конференции 22 апреля 2006 г. : М. : Университет Натальи Нестеровой, 2006. P. 195-196.
В статье авторы предлагают еще один подход к усвоению грамматики, состоящий из языкового анализа, практических упражнений и персонализации. ...
Добавлено: 4 октября 2012 г.
Цигеман Э. С., Лиханов М. В., Ковас Ю. В., В кн. : Психология познания: сборник материалов Всероссийской научной конференции памяти Дж. С. Брунера. : Яр. : Филигрань, 2023. С. 335-337.
Добавлено: 22 декабря 2023 г.
Девятко И. Ф., Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология 2018 Т. 18 № 4 С. 627-637
Представление о том, что опросный инструментарий, опосредующий коммуникацию между интервьюером и респондентом, влияет на качество опросных данных, давно превратилось в общеизвестную методологическую мудрость. Однако влияние на качество данных когнитивной нагрузки, испытываемой интервьюером в процессе проведения интервью, пока не получило систематического рассмотрения в существующей литературе. В ситуации, когда анкета заполняется интервьюером, именно последний должен распределять ограниченные ...
Добавлено: 22 ноября 2018 г.
Щебетенко С. А., Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология 2010 № 3 С. 52-58
В статье обсуждается проблема интерпретации эффектов, получаемых в ходе исследований, выполненных в рамках теории управления страхом смерти. Установлено, что эффекты мыслей о собственной смерти на социальное познание могут объясняться не защитными механизмами, как предполагают авторы теории, а более операционализируемой и понятной эмпирически когнитивной нагрузкой. Рассматриваются результаты исследований, косвенно поддерживающих выдвигаемое предположение. ...
Добавлено: 24 сентября 2018 г.
Bachurina V., Арсалиду М., Journal of Vision 2020 Vol. 20 No. 11 Article 1069
Добавлено: 1 ноября 2020 г.
Девятко И. Ф., Богданов М. Б., Лебедев Д. В., Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология 2021 Т. 21 № 1 С. 36-49
В последние годы наряду с ростом общего интереса к методам измерения когнитивной
нагрузки и субъективно ощущаемого умственного усилия, связанных с решением различных задач и межличностной коммуникацией, наблюдается и рост специфического интереса социальных
исследователей к возможностям мультимодальной оценки когнитивной нагрузки интервьюера и
респондента с использованием объективных и субъективных индикаторов, включая параданные и
данные веб-камер, в целях оптимизации ее воздействия на ...
Добавлено: 5 марта 2021 г.
Девятко И. Ф., Бызов А. А., Monitoring Obshchestvennogo Mneniya: Ekonomichekie i Sotsial'nye Peremeny 2022 No. 6 P. 291-308
Добавлено: 25 января 2023 г.
Шепеленко Т. М., В кн. : Translator's Companion. Английский язык для начинающих переводчиков. : М. : Вентана–Граф, 2007. С. 214-218.
В статье на примере урока на закрепление лексики рассматривается использование обратного перевода на базе учебного материала курса «Inside Out», Уровень «Upper Intermediate». ...
Добавлено: 2 октября 2012 г.
Рыбина Е. П., Ангельгардт А. Н., Березнер Т. А. и др., В кн. : Психология познания: сборник материалов Всероссийской научной конференции памяти Дж. С. Брунера. : Яр. : Филигрань, 2023.
В последнее время серьезный теоретический и практический интерес вызывает тема изучения когнитивной нагрузки. При этом для оценки ее уровня в экспериментах разработаны различные психодиагностические инструменты, опросники, существенное число которых, однако, не адаптировано для использования на русскоязычной выборке. Одним из самых популярных и широко используемых таких опросников является NASA-TLX, также применяемый и российскими учеными в их ...
Добавлено: 29 марта 2023 г.
Ledneva Tatiana, Kovalev A., Procedia Computer Science 2021 Vol. 192 P. 2720-2730
Добавлено: 27 апреля 2023 г.
Изучение процессов восприятия, составляющих важный элемент мышления и познания, является актуальной задачей когнитивной психологии. В работе исследовалось влияние эмоциональной и мотивационной систем человека на восприятие и запоминание расположения объектов городской среды на карте и способность к его правильному воспроизведению. В качестве объекта исследования использована карта с семью различными объектами городской инфраструктуры. Описание одного из них ...
Добавлено: 30 ноября 2020 г.
Бачурина В. А., Sushchinskaya S., Sharaev M. и др., Decision Support Systems 2022 Vol. 155 Article 113713
Добавлено: 25 января 2022 г.
Арсалиду М., Бачурина В. А., , in : Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow). : M. : Moscow University Press, 2019. P. 2042-2042.
Добавлено: 26 декабря 2019 г.