• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

"Критика низкой успеваемости в школах района и города - это наличие элементов аракчеевского режима". Практики и смыслы профессиональных конфликтов в контексте послевоенных политических кампаний.История сталинизма: Жизнь в терроре. Социальные аспекты репрессий: материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, 18-20 октября 2012 г / Науч. ред.: А. Сорокин. М. : РОССПЭН, 2013.

С. 196-207.

На основе case study представлены  механизмы повседневного функционирования сталинской системы. Послевоенные политические кампании, предполагающие мобилизацию населения, транслировались на жизненный мир советского человека. Изучение одного конфликта, начавшегося внутри школьного коллектива, позволяет понять, как властные практики использовались советскими людьми за границами мира большой политики. Профессиональный конфликт между учителем истории и директором школы неожиданно приобрел политическое звучание. Ссора вышла за пределы учебного заведения и стала предметом обсуждения различных партийных и административных инстанций. В конфликте пытались разобраться райком и районо, горком, гороно и областной комитет партии. После того как отчаявшийся преподаватель стал писать письма в газету «Правда», горком под контролем областного партийного начальства организовал работу комиссии, изучившей ситуацию в школе. Решение конфликта, впрочем, оказалось временным. Учитель истории продолжил свою борьбу на новом учебном месте против другого директора.

В конфликтах подобных этому обнаруживаются повседневные практики и представления эпохи. Это становится возможным благодаря привлечению источников особого статуса: рукописные тексты протоколов опроса, письма и жалобы учителя. Рассмотрение локального сюжета позволяет понять то, как преломлялась сфера политики в жизненном мире советского человека, какие тактики и стратегии использовались людьми во время сталинских политических кампаний.