• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Трансцендентное как непереводимое: метафизический реализм Людвига Витгенштейна и Павла Флоренского

С. 91-105.

 

Тема трансцендентного в XX веке, несмотря на многочисленных критиков, развивалась в нескольких направлениях. Сразу вспоминаются представители русской религиозной философии, например, Николай Бердяев, Владимир Соловьев, о. Павел Флоренский. Часто можно услышать, что русские философы стали наследниками платоновской философии как особого рода апелляции к Абсолюту. Однако, наследование философии Платона не было непрерывным. Как следует из работы Е.И. Мирошниченко “Очерки по истории раннего платонизма в России”, русская религиозная философия восприняла платонизм, главным образом, через Просвещение и шеллингианство, то есть в XVIII-XIX веках. Влияние платонизма в церковных кругах шло ранее через исихазм.

Однако, не только религиозные философы размышляли о трансцендентном на фоне процессов секуляризации. Австро-немецкие логики и математики также являются очень важными представителями платонизма в XX веке. Важными, потому как религиозная философия щедро использует недискурсивные способы философствования, логики же, наоборот, стараются использовать скромные, но выверенные средства логического анализа. Различные философские языки непереводимы, однако мы попытаемся через ряд сопоставлений сравнить различные концепции. Благодаря сопоставлениям мы увидим разность способов полагания трансцендентного. Также нужно сказать, что трансцендентное само по себе “непереводимо” ни на один из языков: об этом говорят Григорий Палама, Людвиг Витгенштейн и другие философы, однако смелость говорить о трансцендентном в контексте процессов ХХ века впечатляет.