?
Мудрость Диониса в "Вакханках" Еврипида
Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2012. Т. VI. С. 121-128.
Егоров А. С.
Статья посвящена специфике изображения Диониса в трагедии Еврипида «Вакханки». Автор рассматривает круг тем, среди которых важное место занимают двойственная природа Диониса и культовое почитание этого бога. Особое внимание уделяется мудрости, свойственной религиозному движению, разрушающему привычные социальные установления.
Костылева Т. В., Philologia Classica 2016 Vol. 11 No. 1 P. 170-173
Критический аппарат издания Дж.Диггля в серии ОСТ (1981–1994) славится точностью, полнотой и изысканной краткостью. Тем удивительнее найти в нем конъектуру всеми забы- тую — в самом факте «забытости» ничего предосудительного нет, Диггль часто скрупулезно восстанавливает и защищает авторство филологов прошлых веков, — а главное, неудачную. Конъектура Хервердена μελανόσπλαγχνος к ст. 109 «Медеи» Еврипида, упомянутая лишь ...
Добавлено: 19 октября 2016 г.
Костылева Т. В., Philologia Classica 2016 Vol. 11 No. 2 P. 333-335
Добавлено: 12 ноября 2016 г.
Никольский Б. М., Вестник древней истории 2019 Т. 79 № 3 С. 586-607
В статье предлагается интерпретация трагедии Еврипида «Гекуба». Как показывает тематический анализ трагедии, ее замысел состоит в том, чтобы подчеркнуть относительность обычных представлений о дружбе и вражде, предложив для них новый и абсолютный критерий – доблесть и низость. Такая тематическая структура соответствует политической цели, ради которой поставлена трагедия, – поставить под сомнение необходимость и благотворность военного ...
Добавлено: 2 февраля 2020 г.
Костылева Т. В., Philologia Classica 2020 Vol. 15 No. 2 P. 411-415
Добавлено: 31 января 2021 г.
Никольский Б. М., Вестник древней истории 2019 Т. 79 № 1 С. 41-57
В статье предлагается текстологическая и литературная интерпретация фрагмента из «Данаи» Еврипида (fr. 324 Kannicht). Статья показывает, что в данном фрагменте Еврипид обращается к приему рационализации мифа, не раз используемому им в своих трагедиях; в «Данае» эта рационализация преследует только драматическую, а не философскую цель. Кроме того, в статье опровергается распространенная среди ученых идея о том, ...
Добавлено: 3 сентября 2019 г.
Никольский Б. М., Вестник древней истории 2020 Т. 80 № 2 С. 340-353
В статье предлагается интерпретация трех пассажей из пролога «Алкесты» Еврипида, связанных с двумя центральными темами трагедии - антитезой возмездия и милости и контрастом между убеждением и физической силой. В первой заметке обосновывается интерпретация τέκτων в выражении τέκτονας Δίου πυρὸς о киклопах в стк. 5 как «плотника» в узком смысле, а не вообще «мастера». Такая трактовка ...
Добавлено: 12 октября 2020 г.
Костылева Т. В., Philologia Classica 2019 Vol. 14 No. 1 P. 144-148
Добавлено: 23 апреля 2019 г.
Марей Е. С., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 2013 № I: 1(45) С. 7-19
В произведениях Исидора выделяется несколько уровней знаний. Первым и наивысшим епископ Севильи считал мудрость (sapientia), под которым он понимал знание о божественных вещах. Такая мудрость обязательно приводит своего обладателя к спасению души и Царствию Небесному. Однако специфика мудрости трактовалась Иси дором по-разному в зависимости от его произведений. Так, в произведениях энциклопедического характера — «Этимологии» и первая ...
Добавлено: 27 марта 2013 г.
Пичугина В. К., Можайский А. Ю., Праксема. Проблемы визуальной семиотики 2019 № 3 С. 113-134
Великие драматурги, с чьими именами связан «золотой век» древнегреческого театра, часто ставили трагедии на одни и те же сюжеты и даже с одними и теми же названиями. Обращаясь к существующим интерпретациям или создавая новые, они старались преподнести урок городу и наставить зрителей-учеников на то или иное понимание происходящих событий. Полемика между авторами древнегреческих трагедий придавала ...
Добавлено: 4 октября 2020 г.
Костылева Т. В., Philologia Classica 2018 Vol. 13 No. 2 P. 312-316
Добавлено: 27 октября 2018 г.
Руткевич А. М., Вопросы философии 2021 № 8 С. 47-67
Вниманию читателей предлагается первый русский перевод главы «Глупость» из книги «Затмение разума» итальянского католического философа М.Ф. Шакка, который называл свое учение «христианским спиритуализмом». Оно восходит к Платону и Августину. Исходным пунктом для него является античное понимание мудрости как меры, осознания конечности своего существования в отношении с другими сущими и с бесконечностью Бога. Предел онтологически конституирует ...
Добавлено: 17 августа 2021 г.
Куссе Х., Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки 2021 Т. 6 С. 242-253
Общей характеристикой мудрости является связь между утверждением и просьбой (напоминанием, советом). В рамках этой базовой структуры существуют различные типы мудрости, в частности, мудрость может быть утверждением определенного знания, незнания и синтеза знания и незнания. Третий тип мудрости характеризуется акцентом на индивидуальной жизни. Эта мудрость – глобальное явление, о чем свидетельствуют публикации, касающиеся мудрости русского спортсменаэкстремала, ...
Добавлено: 25 ноября 2021 г.
Костылева Т. В., Hyperboreus 2017 Vol. 23 No. 1 P. 19-27
Добавлено: 26 октября 2016 г.
Яцык С. А., Индоевропейское языкознание и классическая филология 2015 С. 1061-1069
В статье реконструируется иерархия типов знания, фигурировавших в сочинениях францисканского проповедника Иоанна Уэльского. На материале четырех источников анализируются представления Иоанна о соотношении знания (scientia), мудрости (sapientia) и премудрости (philosophia). Наивысшей формой знания Иоанн считал премудрость, которая может привести своего обладателя к "исцелению нравов", добродетельной жизни и спасению души. Мудрость, хотя она и доступна язычникам, все ...
Добавлено: 23 июня 2015 г.
Ермакова Л. Л., Русская литература 2010 № 2 С. 256-258
Рецензия на монографию голландского исследователя Ф. Вестбрука "Дионис и дионисийская трагедия: Вячеслав Иванов. Филологические и философские идеи о дионисийстве". ...
Добавлено: 26 ноября 2016 г.
Костылева Т. В., Hyperboreus 2015 Vol. 21 No. 2 P. 249-270
Длительная переписка У. фон Виламовица-Мёллендорф(ф)а с Г. Мюрреем была кратко обобщена последним в конце жизни (Antike und Abendland, 1954). Письма Виламовица – от переписки сохранились лишь они, – изданные А. Бирлем, У. М. Колдером III и Р. Л. Фаулером в 1991 г., свидетельствуют о том, что научные и личные отношения корреспондентов были гораздо сложнее. Некоторые ...
Добавлено: 27 февраля 2016 г.
Никольский Б. М., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология 2017 № 51 С. 48-65
Два важных мотива «Ипполита» Еврипида - мотивы речи и зрения. Они описывают две главные человеческие способности, которые в «Ипполите» обладают обязательной связью с незнанием и эмоциями; таким образом, эти мотивы оказываются связаны с традиционными в греческой судебной риторике оправдательными факторами. «Ипполит», тем самым, обнаруживает поразительное сходство с «Похвалой Елене» Горгия, где речь и зрение обсуждаются ...
Добавлено: 28 февраля 2019 г.
Никольский Б. М., Индоевропейское языкознание и классическая филология 2017 № 21 С. 595-628
Предложенный в статье анализ «Алкесты» Еврипида выделяет в драме два сюжетных движения, одно из которых ведет к смерти Алкесты, а второе - к ее спасению. Различие между этими двумя движениями объясняется различием между фигурами Аполлона и Геракла, определяющими ход событий в каждом из них. Контраст между Аполлоном и Гераклом оказывается структурным центром драмы, и его ...
Добавлено: 28 февраля 2019 г.
Никольский Б. М., Шаги/Steps 2017 Т. 3 № 4 С. 107-127
В статье предложена интерпретация трагедии Еврипида «Ифигения в Тавриде». Главный мотив трагедии - мотив варварских жертвоприношений - постоянно ассоциируется с внутрисемейными убийствами в доме Агамемнона, а ожидаемое в трагедии принесение в жертву Ореста Ифигенией должно соединить мотивы варварского ритуала и бед аргосской царской династии. Постоянное сравнение и сближение жертвоприношений в стране тавров с событиями в ...
Добавлено: 28 февраля 2019 г.
Никольский Б. М., Вестник древней истории 2017 Т. 77 № 2 С. 304-324
Статья посвящена анализу центрального мотива трагедии Еврипида «Елена» - мотиву обмана и иллюзии (ἀπάτη). В ходе пьесы значение этого мотива меняется с отрицательного на положительное: в первой половине обман является причиной горя и бед, а во второй - приносит счастье и оказывается нравственно благим. С одной стороны, такая структура близка построению софистических рассуждений за и против, известных как «Двойные речи». В то же время мотив ...
Добавлено: 28 февраля 2019 г.
Макарова И. В., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2021 Т. 5 № 1 С. 15-32
В настоящей статье поднимается проблема благочестия в философии Ари- стотеля. Известно, что благочестие (εὐσέβεια, ὁσιότης) являлось одной из важнейших доб- родетелей как в этосе античной культуры в целом, так и в философском дискурсе в частности. Причем философское понимание этой добродетели (начиная с Пифагора, Ксенофана и Гераклита) часто входило в конфликт с традиционным пониманием, берущим начало из ...
Добавлено: 1 октября 2020 г.
Павловец М. Г., Литература в школе 2012 № 4 С. 30-31
Статья посвящена юбилею известного литературоведа, главного редактора учебно-методических комплексов по литературе для кшоле и вуза В.В. Агеносова ...
Добавлено: 9 марта 2015 г.
Андриянец В. А., Тирош труды по иудаике 2016
В данной статье исследуется поведение конвербного наращения –et в устной и письменной речи носителей языка идиш. С помощью, в основном, корпуса устной речи EYDES и поисковой машины Google исследуется география феномена, а также стилистические особенности его употребления. ...
Добавлено: 10 декабря 2015 г.
Аль-Фарадж Е. А., Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2013 Т. 14 № 1 С. 179-187
В данной статье речь идет о малоизученном тексте янсенистского автора Пьера Николя, который посвящен вопросам эстетики. Этот текст оказывается моментом кристаллизации традиции перед ее решающим обновлением. Николь характеризует идею красоты с точки зрения понятий, которые также находятся в центре классицистических доктрин -- природа, разум, единство, истина. В данной статье проводится семантический анализ понятия красоты, которое ...
Добавлено: 18 ноября 2013 г.