• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Мобильность и солидарность. Статья вторая

Социологическое обозрение. 2012. Т. 11. № 1. С. 19-39.

Статья является продолжением статьи «Мобильность и солидарность.  Статья первая». Солидарность рассматривается прежде всего с точки зрения сопо- лагаемого смысла, дополнительного мотива, сопутствующего основной мотивации  взаимодействия и, при истощении первоначального мотива, замещающего этот  мотив. Примером такого мотива в простых взаимодействиях является верность.  Верность делает возможной индукцию ожидаемого поведения партнеров. Другим  видом связи, имеющим отношение к солидарности, является гражданская дружба,  описанная, в частности, Аристотелем.  Однако дружба предполагает слишком узкий  и слишком специфический круг общения, она может быть лишь прототипом позд- нейшей солидарности. C ней конкурируют и часто вытесняют религиозная этика  братской любви и этика воинского братства.  Чем более они свободны от «порядков  мира» (М. Вебер), тем больше приближаются к типу чистой солидарности. Другим  видом чистой солидарности может считаться обмен дарами, однако дарение в со- временном обществом обладает лишь ограниченным потенциалом универсально- сти. Важнейшим феноменом современного мобильного общества является чистая  совместность, в которой солидарность присутствует как вмененный мотив, один из  принятого словаря мотивов, post hoc привлекаемых для объяснения того, почему  держатся вместе те, кого не принуждают к этому ни власть, ни деньги, ни привер- женность ценностям