• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Transformation of Relationships Between Primary School Stakeholders in the Context of Digitization

Education and Self Development. 2020. Vol. 15. No. 3. P. 130-144.

Актуальность темы изменения отношений между субъектами образовательного процесса на
стадии цифровизации обусловлена ускорением социальных и технологических процессов,
в которые вовлечены различные стейкхолдеры. «Цифра» становится универсальной плат-
формой, на которой в единой информационной системе поддерживаются управленческие и
педагогические инновационные решения. Цифровизация рассматривается нами как качест-
венно новая ступень полисубъектных отношений в условиях информатизации.
На стадии перехода к «цифре» в первую очередь следует обратить внимание на педагогиче-
ские аспекты, оценить потенциальные приобретения и риски.
Настоящая статья посвящена одному из значимых проявлений цифровизации – изменению
отношений в связке «учитель-ученик» при включении в учебный процесс начальной школы
активных компьютерных практик.
Тема раскрывается в статье на основе данных, собранных в рамках проекта «Учим учиться».
Педагогический эксперимент начат в 2018 г., на настоящий момент в него включились свыше
2500 обучающихся из 46 школ разных регионов РФ. Технологической основой проекта явля-
ется цифровая платформа, на которой поддержаны роли субъектов образовательных отно-
шений. На платформе фиксируются учебные действия, после чего «цифровой след» каждого
ребенка становится доступным взрослым: учителям и родителям, которые осуществляют пе-
дагогическое сопровождение тренинга.
Цель исследования – выявить и экспериментально проверить изменения в образовательных
отношениях субъектов в условиях цифровизации в начальной школе.
Данные измерений рассматриваются в статье в контексте теории лиминальности, концепции
«зон развития» Л. С. Выготского и в сравнении с исследованиями, проведенными в разных
странах. Представлены трансформации модели отношений между учеником и учителем при
использовании компьютерных технологий, а также аналитика больших данных. На основе
собранной статистики показано, как компьютерный тренинг влияет на компенсацию дефи-
цита умений и личностный рост ребенка, обеспечивая его продвижение в зону ближайшего
развития.