?
ИДИЛЛИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА В ПОЭЗИИ А. Э. ХАУСМЕНА
Исследование посвящено анализу идиллических аспектов организации пространства в поэзии
Альфреда Эдварда Хаусмена в контексте традиционных идиллических топосов и проблемы англий-
скости. В ходе анализа привлекаются произведения поэтов-современников Хаусмена: Т. Харди,
Р. Брука, Р. Олдингтона, Т. С. Элиота. Автор статьи показывает, каким образом в стихотворениях
функционируют известные со времен Феокрита и Вергилия идиллические компоненты пространства
и как поэт встраивает свой художественный мир в мир античной идиллии. Выделены и характерные
для эпохи, и свойственные поэзии Хаусмена способы работы с идиллическим пространством. Один
из важнейших аспектов – использование гидронимов. Они отвечают за поддержание идиллического
баланса реального и идеального. Их этимология обнаруживает скрытую пространственную пару оп-
позиций «светлый / темный» с преобладанием компонента «светлый», что не только характеризует
пространство в стихотворениях, но и актуализирует идиллические топосы рек в качестве маркеров
оппозиции и двойничества Шропшира и всей Англии. Поэт демонстрирует несомненную принадлеж-
ность топосов идиллического пространства к национальной концептосфере.
Противопоставление сельского пространства городскому на основе оппозиции «стати-
ка / динамика» реализует заложенную в термине «идиллия» этимологию статичности и коннотацию,
сопряженную с семантическим рядом «покой – гармония – одновременность». Идиллическое столк-
новение городской жизни и культуры с идеалом природной естественности и простого быта приводит
и к невозможности сохранения идиллии (так же будет у поэтов-модернистов), и к стремлению сохра-
нить идиллический мир первозданным, «запечатав» его (как у поэтов-эдвардианцев и георгианцев).
Идиллическая близость живого и мертвого в сочетании с поэтикой переменчивости позволяет на про-
странственном уровне проявиться идиллической непрерывности жизни.