• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Revisiting Liu Xie’s concept of the genre and its place in the early medieval Chinese literary theory

Oriens. 2019. No. 1. P. 93-121.

Трактат Лю Се (465/466–520/522) «Резной дракон литературной мысли» («Вэнь синь дяо лун») часто рассматривают как квинтэссенцию раннесредневековой китайской литературоведческой мысли, поскольку он превосходит другие сочинения своего времени как по размеру (примерно 40 тысяч иероглифов), так и по сложности структуры, и по глубине проработки вопросов теории и практики литературы. В данной статье же делается попытка оспорить эту идею и показать, что по многим своим взглядам Лю Се намного опередил свое время. Анализируя жанровую концепцию «Резного дракона...», автор останавливается на двух важных вопросах. Первый – это вопрос о связи жанра с понятиями традиционных китайских «литературных родов» «вэнь» и «би» и с формой художественной речи. Второй – вопрос иерархии жанров, заданной порядком их описания в трактате. Автор оспаривает распространенные представления о Лю Се как о стороннике деления литературы на вэнь и би только по признаку рифмы. По ее мнению, Лю Се считал, что для характеристики литературных жанров содержание произведений важнее чисто формальных черт.