• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 71 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Stezhenskaya L.V. Oriens. 2019. No. 1. P. 93-121.

В ряду историко-литературных источников раннего средневековья трактат Лю Се (465/466 — 520/522) «Резной дракон литературной мысли» («Вэнь синь дяо лун») занимает исключительное место. Ни одно из других сочинений этого периода не сравнится с «Драконом…» ни по размеру (примерно 40 тысяч иероглифов), ни по сложности структуры, ни по глубине проработки вопросов теории и практики литературы. Если к тому же учесть, что другие сочинения дошли до нас только во фрагментах, организованность и обширность текста «Дракона…» делает его важнейшим источником наших знаний о китайской литературе раннего средневековья.

Добавлено: 28 октября 2018
Статья
Костелянец С. В. Oriens. 2018. No. 6. P. 184-198.
Добавлено: 28 сентября 2019
Статья
Sudakova Y. Oriens. 2019. No. 2. P. 187-201.

Республика Казахстан является одним из государств-основателей сначала Таможенного союза с Российской Федерацией и Республикой Беларусь, созданного 1 января 2010 года, а позже Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который начал функционировать 1 января 2015 года. Как член ЕАЭС страна взяла на себя обязательства гармонизировать свое национальное законодательство в соответствии с основными положениями нормативно-правовых актов союза. В данной статье анализируются национальные нетарифные меры (НТМ), применяемые Республикой Казахстан в своей торговой политике, в свете развития евразийской интеграции. Исследование основывается на данных об НТМ Казахстана, собранных Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Анализ 239 действующих нетарифных мер позволил сделать выводы о структуре нетарифного регулирования Казахстана: большинство мер  - это технические меры, применяемые в отношении импорта (санитарные и фитосанитарные (СФС) меры и технические барьеры в торговле (ТБТ)). В текущих условиях технические меры, направленные на регулирование экспорта, также играют значительную роль в торговой политике страны. Вместе эти два типа мер составляют почти 95% всех НТМ Республики Казахстан. Кроме систематизации типов мер и товарных групп, к которым они применяются, НТМ Казахстана проанализированы с точки зрения их соответствия основополагающим правовым принципам Всемирной торговой организации (ВТО): режиму наибольшего благоприятствования (РНБ) и национальному режиму. Таким образом, результаты исследования позволяют сделать предварительные выводы о том, какие нетарифные меры могут являться барьерами в торговле с зарубежными странами, тем самым замедлять экономический рост самого Казахстана. Анализ проблематики мер нетарифного регулирования Казахстана может быть продолжен, в частности, с применением эконометрических методов исследования. В дальнейшем с помощью адвалорных эквивалентов (AVE) применяемых Казахстаном НТМ можно вычислить их влияние, в том числе на экспорт, импорт и ВВП самой страны.

Добавлено: 15 февраля 2019
Статья
Karpov M. Oriens. 2006. No. 6.
Добавлено: 21 сентября 2015
Статья
Исаев Л. М. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2013. № 3. С. 55-63.

С наступлением Арабской весны 2011 г. и последовавшей за ней чередой социально-политических потрясений произошла реконфигурация сил на арабском Востоке: Египет времен Хосни Мубарака, игравший определяющую роль в ближневосточной политике, погрузился в затянувшийся политический кризис, которому не видно конца; еще одна влиятельная страна региона – Сирия – вступила в фазу гражданской войны с непредсказуемым до сих пор исходом, при этом заметно возросла роль Саудовской Аравии и Катара, стремящихся занять место в авангарде арабского мира, и налицо возрождение Ирака после разрушительной интервенции со стороны войск НАТО. Не стала исключением и Лига арабских государств (ЛАГ), где за последние два года безусловное египетское доминирование понесло потери, а на авансцену начали постепенно выходить другие арабские государства – прежде всего те, которым удалось выработать “иммунитет” к событиям Арабской весны.

Добавлено: 4 июня 2013
Статья
Крылов А. Ю. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2013. № 1. С. 97 -104.

В статье рассматривается метафора как лексическое средство реализации в речи понятийной категории эмотивности – одной из актуальных проблем, глубоко и всесторонне исследуемой в современной лингвистике. Даётся описание специфики отражения категории эмотивности в арабской языковедческой традиции, представлены взгляды арабских филологов на метафору, выполняющую в речи экспрессивно-семантическую функцию, а также показаны особенности репрезентации эмоций посредством данного тропа в современной устной и письменной речи арабов в различных функциональных стилях.

Добавлено: 15 марта 2014
Статья
Коротаев А. В., Зинькина Ю. В. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2017. С. 40-48.

В статье показано, что Великой дивергенции XIX в. между Западом и Восточной Ази- ей предшествовала Великая дивергенция XVIII в. между глобальным Севером и глобальным Югом. Это обусловлено тем, что в странах глобального Севера государственным структу- рам в XVIII в. удалось выйти на новый, существенно более высокий уровень эффективности. При этом на Западе и Востоке глобального Севера задачи повышения эффективности работы государственного аппарата решались нередко принципиально разными методами, но резуль- таты на протяжении XVIII в. нередко оказывались достаточно близкими. При этом Великая дивергенция XIX в. была уже дивергенцией внутри глобального Севера. 

 

Добавлено: 12 октября 2017
Статья
Коротаев А. В., Зинькина Ю. В. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2017. Т. 4. С. 38-46.

В статье показано, что Великой дивергенции XIX в. между Западом и Восточной Ази- ей предшествовала Великая дивергенция XVIII в. между глобальным Севером и глобальным Югом. Это обусловлено тем, что в странах глобального Севера государственным структу- рам в XVIII в. удалось выйти на новый, существенно более высокий уровень эффективности. При этом на Западе и Востоке глобального Севера задачи повышения эффективности работы государственного аппарата решались нередко принципиально разными методами, но резуль- таты на протяжении XVIII в. нередко оказывались достаточно близкими. При этом Великая дивергенция XIX в. была уже дивергенцией внутри глобального Севера.

Добавлено: 29 ноября 2017
Статья
Костенко В. В., Понарин Э. Д., Стребкова О. Н. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2019. № 2. С. 126-146.

В статье рассматривается трансформация гендерных установок в ряде арабских стран. На материалах исследования «Арабский барометр» анализируются когортные различия в 13 странах. В статье выдвигается гипотеза о том, что в некоторых арабских обществах откат гендерных установок в сторону патриархата частично обусловлен идеологическим сдвигом 1970–1980-х гг. В это время социалистически ориентированные светские национальные движения начали угасать, и на смену им пришла мода на политический исламизм. При этом самые молодые когорты в самых консервативных в гендерном отношении странах (например, в Саудовской Аравии), несколько менее патриархальны, чем прежние поколения.

 

Гипотеза о социалистическом влиянии проверяется на примере Йемена. C 1967 по 1990 г. на территории современного Йемена находилось два государственных образования: Народная Демократическая Республика Йемен (НДРЙ) и Йеменская Арабская Республика (ЙАР). НДРЙ (Южный Йемен) поддерживалась Советским Союзом, в то время как ЙАР (Северный Йемен) развивалась сначала под влиянием Египта, а потом с ориентацией на монархии Персидского залива. Социалистическая идеология отразилась на гендерных установках целого поколения йеменцев. Жители Южного Йемена, чья молодость пришлась на 1960-е гг., поддерживают гендерное равноправие в большей степени, чем молодые люди в этой стране сегодня. Подобная ситуация обнаружена и в других арабских странах, имеющих социалистический опыт.

 

Добавлено: 28 апреля 2019
Статья
Коротаев А. В. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 1995. № 3. С. 18-26.

Показано, что становление демократических форм политической организации в процессе политогенеза является вполне закономерным, а не аномальным (якобы наблюдавшемся лишь в античном мире) явлением.

Добавлено: 8 марта 2013
Статья
Ладынин И. А. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2015. № 5. С. 48-64.

В статье показано, что традиционные сцены предстояния усопшего перед богами в капелле гробницы жреца Петосириса в Туна эль-Гебель близ Гермополя (кон. IV в. до н.э.) связаны исключительно с посмертной судьбой старших родственников Петосириса, умерших раньше него; оформление пронаоса, посвященное ему самому, при их нарочитой эллинизации, воспроизводят архаичную модель «мира-Двойника», характерную для частных гробниц III тысячелетия до н.э. По-видимому, стремление Петосириса обрести Посмертное существование по этой модели, независимо от богов, связано с его убеждением в невозможности вступить в эффективный контакт через посредство нелегитимных македонских правителей Египта.

Добавлено: 25 августа 2018
Статья
Бобровников В. О. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2018. № 5. С. 21-36.

Разобранный в статье случай появления в Турции конца XIX – начала XXI в. дагестанских суфийских сетей и святых мест неплохо представляет взаимоотношения мусульманских элит Северного Кавказа, Волго-Уральского региона, Ближнего Востока и Анатолии. Запечатленные в документах, эпиграфике, устных историях биографии Мухаммада и Шараф ад-Дина из Кикуни, их участия в восстании 1877 г., ссылки в Поволжье, эмиграции в Османскую империю показывают, что в своем распространении братство Накшбандия-Халидия не раз переступало за политические границы и идеологические барьеры, установленные в регионе в ходе разграничения владений османской Турции и царской России. Обмен территориями и подданными между Турцией и Россией на протяжении последних полутора столетий привел к появлению смешанных гибридных идентичностей, микроистория одной из которых прослеживается в статье на примере мухаджирской деревни в Западной Анатолии. Вопреки распространенному представлению тарикат никогда не представлял собой единого неуловимого игрока в «большой игре» между великими державами. Скорее он распадался на множество небольших соперничавших фракций, руководители которых вступали в сложные отношения друг с другом и с местными политическими элитами. С суфийскими сетями тесно связаны более локальные сети святых мест (зияратов) в регионах.

Добавлено: 5 марта 2019
Статья
Давидсон А. Б. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2009. № 1. С. 5-13.

А. Б. Давидсон продолжает исследовать тенденции развития отечественной африканистики периода Коминтерна с конца 1930-х годов, оказавшего значительное влияние на идеологизацию науки.

Добавлено: 15 апреля 2013
Статья
Давидсон А. Б., Филатова И. И. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2014. № 5. С. 125-134.

Четверть века назад, в декабре 1989 г., в Южно-Африканской Республике побывала первая за несколько десятилетий делегация из нашей страны. Авторы, бывшие единственными участниками делегации, написали это воспоминание, стремясь донести до читателя атмосферу того времени, когда такая поездка оказалась возможной, и рассказать об обстоятельствах, сопутствовавших ей.

Добавлено: 18 декабря 2014
Статья
Саблин И. В., Коробейников А. С. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2017. № 2. С. 49-61.

Развитие общественно-политической мысли в начале XX в. на территории национальных окраин Российской империи отличалось разнообразием идей, направлений и проектов. Начавшийся на рубеже веков имперский кризис стимулировал дискуссии о будущем государственном устройстве. Автономистский дискурс считается одной из сфер советской политики, однако в контексте кризиса империи особого внимания заслуживают досоветские автономистские проекты, которые конструировались региональной интеллигенцией независимо от представителей советской власти и представляли собой синтез локальных и глобальных идей. На примере сравнения деятельности сибирской (бурят-монгольской) и центральноазиатской (алашской или казахской) интеллигенции в настоящей статье рассматриваются процессы оформления политического единства в национальных терминах, вызванные борьбой с дискриминацией, стремлением к более широкому представительству в рамках существовавших властных структур и защитой родных языков, традиций и других форм культурного выражения.

Добавлено: 1 декабря 2015
Статья
Белозерова В. Г. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2019. № 3. С. 170-182.

Дун Цичан является одной из центральных фигур в истории каллиграфии, живописи и теории искусства периода династии Мин Ming (1368-1644). Творчество Дун Цичана сформировало отдельное направление, именуемое Сунцзян пай Songjiang pai, которое оказало большое влияние на изобразительное искусство XVII-XVIII веков. Жизнь Дун Цичана определяли две амбициозные цели: занять пост высокопоставленного сановника империи и стать первым каллиграфом и живописцем своей эпохи. Уникальность биографии Дун Цичана в том, что ему удалось и то и другое, ибо между этими двумя целями для него не существовало противоречий. Искусствоведами творчество Дун Цичана рассматривается отдельно от его карьерного роста. Цель данного исследования заключается в том, чтобы понять, какие аспекты традиционной каллиграфической эстетики и воззрений самого Дун Цичана позволили ему на протяжении всей жизни успешно совмещать творчество с трудоемкой карьерой чиновника. Объектом исследования выбран альбом Дун Цичана, известный под названием «Собственная транскрипция уставом императорских указов о назначениях на государственные должности» из собрания Шанхайского музея. В своем искусстве Дун Цичан стремился к идеалу «естественности небесной реальности», который он сочетался с требованием постоянного контроля над движением кисти, который обеспечивал оздоровительное воздействие творческого процесса на психосоматическое состояние автора. Дун Цичан регулярно одаривал своими произведениями влиятельных при дворе лиц, завязывая нужные для карьеры связи. Творчество позволяло Дун Цичану справляться с искушениями и опасностями высокого положения в обществе. Искусство возвышало Дун Цичана над суровыми социальными реалиями, не отстраняя от них. Дун Цичана не привлекал путь отшельнического уединения, его вдохновляли примеры социально активных каллиграфов и живописцев прошлого. Закономерно, что жизненный и творческий опыт Дун Цичана продолжает оставаться актуальным для многих художественно одаренных бизнесменов и политиков современного Китая.

Добавлено: 3 июля 2019
Статья
Деминцева Е. Б. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2011. № 1.
Добавлено: 30 сентября 2013
Статья
Коган Л. Е., Наумкин В. В. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2016. Т. 6. С. 120-131.

В статье описываются отечественные исследования в области сокотрийского языка и фольлора в их международном научном контексте. Приводится классифицированный перечнь опубликованных работ, а также созданных баз данных и других научных материалов.

Добавлено: 21 октября 2017
Статья
Тимохин Д. М. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2019. № 2. С. 64-75.

«Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны», созданное его секретарем Мухаммадом ан-Насави, еще со средних веков считается одним из важнейших арабо-персидских источников о монгольском завоевании Центральной Азии и Ирана. Будучи очевидцем монгольско- го нашествия, ан-Насави сообщает много ценных сведений, которые отсутствуют в сочинениях его современников. Несмотря на то что этот источник хорошо известен исследователям, до сих пор остаются некоторые вопросы относительно содержащейся в нем информации. Данная ста- тья посвящена проблеме двойного датирования одних и тех же событий в тексте «Жизнеописа- ния». Столь важное событие, как битва на Тургайской равнине между войсками хорезмшаха Ала ад-Дина Мухаммада и монголами под командованием Джучи-хана, ан-Насави датирует то 616, то 612 г.х., а сражение при Исфахане между войсками Джалал ад-Дина и монголами – то 624, то 625 г.х. В настоящий момент данная проблема еще далека от окончательного решения. По пред- варительной гипотезе, в первом случае ан-Насави смешал воедино две монгольские кампании, о которых знал только по слухам: против меркитов (1215/16 г.) и против Кушлу-хана (1217/18 г.). В отличие от него более поздние арабо-персидские авторы, будучи знакомы с китайскими и мон- гольскими источниками, четко разделяют эти две кампании. Во втором же случае, судя по всему, произошло следующее. Ибн ал-Асир, на чье сочинение во многом опирался ан-Насави, ошибочно указал два сражения вместо одного (в 1226/27 и 1228 гг.), Ан-Насави, будучи лучше осведомлен об этом событии, по-видимому, хотел исправить ошибку своего арабского коллеги: в тексте он ее исправил, но почему-то не исправил в заголовке, куда уже ранее внес неверную дату из Ибн ал- Асира.

Добавлено: 31 июля 2019
Статья
Габелко О. Л. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2015. Т. 5. С. 28-34.

Статья посвящена доказательству идентичности двух малоизвестных исторических персонажей, носивших имя Деметрий - полководца Филиппа II (Dion. Byz. 65) и брата Антигона Одноглазого (Plut. Dem. 2).

Добавлено: 6 ноября 2017
Статья
Галкина Е. С. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2014. № 6. С. 24-31.

Статья является попыткой новой интерпретации термина сакалиба, который Ахмад ибн Фадлан, арабский путешественник 1-й пол. Х в., употребляет в своём отчёте по отношению к населению Среднего Поволжья. Наиболее вероятным является бытование сакалиба в Среднем Поволжье начала Х в. как демонима, т.е. обозначения жителей определённой территории, вне зависимости от их генеалогии, особенностей материальной и духовной культуры.

Генезис демонима связан с этносом носителей именьковской археологической культуры IV-VII вв., сходной с достоверно славянскими культурами; с VIII в. её сменяют тюркские и финно-угорские культуры. Путём от этнонима к демониму могли стать ассимиляционные процессы.

Волжская Булгария появилась не ранее конца IX – начала Х в. как объединение различных по происхождению этнополитических групп под началом предводителя булгар. В 920-х гг. Алмуш, правитель булгар, и вслед за ним Ибн Фадлан обозначали термином сакалиба все подвластные Алмушу этнополитические объединения в совокупности.

В процессе закреплением власти булгарских вождей на смену демониму сакалиба приходит термин булгары в трудах Ибн Русте, Мас‘уди, Истахри, Ибн Хаукаля и др.

Добавлено: 20 января 2015