• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 92 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Stezhenskaya L. Oriens. 2019. No. 1. P. 93-121.

Трактат Лю Се (465/466–520/522) «Резной дракон литературной мысли» («Вэнь синь дяо лун») часто рассматривают как квинтэссенцию раннесредневековой китайской литературоведческой мысли, поскольку он превосходит другие сочинения своего времени как по размеру (примерно 40 тысяч иероглифов), так и по сложности структуры, и по глубине проработки вопросов теории и практики литературы. В данной статье же делается попытка оспорить эту идею и показать, что по многим своим взглядам Лю Се намного опередил свое время. Анализируя жанровую концепцию «Резного дракона...», автор останавливается на двух важных вопросах. Первый – это вопрос о связи жанра с понятиями традиционных китайских «литературных родов» «вэнь» и «би» и с формой художественной речи. Второй – вопрос иерархии жанров, заданной порядком их описания в трактате. Автор оспаривает распространенные представления о Лю Се как о стороннике деления литературы на вэнь и би только по признаку рифмы. По ее мнению, Лю Се считал, что для характеристики литературных жанров содержание произведений важнее чисто формальных черт.

Добавлено: 15 ноября 2019
Статья
Stezhenskaya L.V. Oriens. 2019. No. 1. P. 93-121.

В ряду историко-литературных источников раннего средневековья трактат Лю Се (465/466 — 520/522) «Резной дракон литературной мысли» («Вэнь синь дяо лун») занимает исключительное место. Ни одно из других сочинений этого периода не сравнится с «Драконом…» ни по размеру (примерно 40 тысяч иероглифов), ни по сложности структуры, ни по глубине проработки вопросов теории и практики литературы. Если к тому же учесть, что другие сочинения дошли до нас только во фрагментах, организованность и обширность текста «Дракона…» делает его важнейшим источником наших знаний о китайской литературе раннего средневековья.

Добавлено: 28 октября 2018
Статья
Костелянец С. В. Oriens. 2018. No. 6. P. 184-198.
Добавлено: 28 сентября 2019
Статья
Sudakova Y. Oriens. 2019. No. 2. P. 187-201.

Республика Казахстан является одним из государств-основателей сначала Таможенного союза с Российской Федерацией и Республикой Беларусь, созданного 1 января 2010 года, а позже Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который начал функционировать 1 января 2015 года. Как член ЕАЭС страна взяла на себя обязательства гармонизировать свое национальное законодательство в соответствии с основными положениями нормативно-правовых актов союза. В данной статье анализируются национальные нетарифные меры (НТМ), применяемые Республикой Казахстан в своей торговой политике, в свете развития евразийской интеграции. Исследование основывается на данных об НТМ Казахстана, собранных Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Анализ 239 действующих нетарифных мер позволил сделать выводы о структуре нетарифного регулирования Казахстана: большинство мер  - это технические меры, применяемые в отношении импорта (санитарные и фитосанитарные (СФС) меры и технические барьеры в торговле (ТБТ)). В текущих условиях технические меры, направленные на регулирование экспорта, также играют значительную роль в торговой политике страны. Вместе эти два типа мер составляют почти 95% всех НТМ Республики Казахстан. Кроме систематизации типов мер и товарных групп, к которым они применяются, НТМ Казахстана проанализированы с точки зрения их соответствия основополагающим правовым принципам Всемирной торговой организации (ВТО): режиму наибольшего благоприятствования (РНБ) и национальному режиму. Таким образом, результаты исследования позволяют сделать предварительные выводы о том, какие нетарифные меры могут являться барьерами в торговле с зарубежными странами, тем самым замедлять экономический рост самого Казахстана. Анализ проблематики мер нетарифного регулирования Казахстана может быть продолжен, в частности, с применением эконометрических методов исследования. В дальнейшем с помощью адвалорных эквивалентов (AVE) применяемых Казахстаном НТМ можно вычислить их влияние, в том числе на экспорт, импорт и ВВП самой страны.

Добавлено: 15 февраля 2019
Статья
Karpov M. Oriens. 2006. No. 6.
Добавлено: 21 сентября 2015
Статья
Нестерова О. А., Солодкова О. Л. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2020. № 5. С. 97-105.

В статье проводится анализ основных ценностей и концептов, заложенных в основу взаимодействия России и Индии и отражающих дружеские и партнерские отношения между странами и народами. В статье подчеркивается, что базовые ценности российско-индийского диалога начали формироваться в середине1950-х гг. и продолжили развитие в1960–1970-е гг. в условиях жесткого противостояния двух мировых военно-политических и социально-экономических блоков США и СССР. На примере исследования документов из личного архива индолога, журналиста Л.В. Митрохина показаны способы реализации дружественных коммуникативных сценариев с пред-ставителями различных политических и социальных групп Индии. В книге Л.В. Митрохина «Друзья Советского Союза», изданной в Бомбее в 1977 г. и переизданной в Индии в 2020 г. к 75-й годовщине Победы над фашизмом, отражены истоки зарождения и развития дружбы между народами СССР и Индии и начало формирования взаимного позитивного имиджа в массовом сознании («Индийцы и русские – братья» – «Хинди руси бхай бхай»). На основе анализа публикаций и архивных документов Л.В.Митрохина раскрыты особенности его взаимодействия с представителями государственных, политических и интеллектуальных элит Индии, творческих кругов из разных стран, которые рато-вали за приоритеты мира и общечеловеческих ценностей. В статье проведен анализ содержания материалов журнала «Soviet Land» и других изданий, в которых отражалась тематика базовых ценностей дружбы и взаимодействия Индии и СССР.

Добавлено: 10 ноября 2020
Статья
Илюшина М. Ю. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2021. № 1. С. 31-41.

Историю правления султанов-мамлюков в Египте и Сирии принято разделять на два периода: бахритский (12501382) и бурджитский (1382–1517).  В течение почти ста лет, предшествовавших бурджитскому перевороту, султанами в Египте становились представители одной семьи – дети и внуки султана Калауна (1280–1290). Первый бурджитский султан аз-Захир Баркук (1382–1399) добился смещения малолетнего наследника из династии Калаунидов и захватил власть. В дальнейшем принцип передачи трона от отца к сыну не получил развития в государстве мамлюков. Попытку возвращения к династийной идее предпринял султан ал-Ашраф Инал (1453–1461). Его ближайшими советниками стали члены его семьи. Наследник Инала, ал-Му’аййад Ахмад (25.02.1461–28.06.1461), продолжил политику своего отца и фактически отстранил старших эмиров от участия в управлении государством. Ал-Му’аййад Ахмад был свергнут с престола в результате согласованных действий наиболее многочисленных и влиятельных фракций мамлюков. Власть перешла аз-Захиру Хушкадаму (1461–1467). Аз-Захир Хушкадам восстановил традиционные принципы формирования политической элиты, согласно которым главной опорой султана должен быть совет старших эмиров. 

Источниковую базу статьи составили труды выдающихся историков XV в. ’Абу-л-Мухасина Йусуфа ибн Тагри Бирди (1411–1469), ‘Абд ар-Рахмана ас-Сахави (1427–1497), Зайн-ад-Дина ‘Абд аль-Басита Ибн Шахина ал-Малати (1440–1514).

В российской и зарубежной историографии политика султанов ал-Ашрафа Инала, ал-Му’аййада Ахмада и аз-Захира Хушкадама пока еще не получила подробного и всестороннего освещения. Наиболее обстоятельный очерк периода правления Инала представлен в монографии Л.Райнфандта, посвященной изучению вакфов этого султана. Базовую информацию об аз-Захире Хушкадаме содержат статьи в Энциклопедии ислама издательства Brill, подготовленные М.Холтом для издания 1986 г. и К.Д’юльстером для нового издания 2020 г.

Вопросы престолонаследия и политического развития султаната мамлюков в бурджитский период в целом рассматривались в работах У.Хармана, Й. Ван Стинбергена, К.Д’юльстера, П.Винга, которые были использованы для подготовки этой статьи.

Добавлено: 10 мая 2021
Статья
Исаев Л. М. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2013. № 3. С. 55-63.

С наступлением Арабской весны 2011 г. и последовавшей за ней чередой социально-политических потрясений произошла реконфигурация сил на арабском Востоке: Египет времен Хосни Мубарака, игравший определяющую роль в ближневосточной политике, погрузился в затянувшийся политический кризис, которому не видно конца; еще одна влиятельная страна региона – Сирия – вступила в фазу гражданской войны с непредсказуемым до сих пор исходом, при этом заметно возросла роль Саудовской Аравии и Катара, стремящихся занять место в авангарде арабского мира, и налицо возрождение Ирака после разрушительной интервенции со стороны войск НАТО. Не стала исключением и Лига арабских государств (ЛАГ), где за последние два года безусловное египетское доминирование понесло потери, а на авансцену начали постепенно выходить другие арабские государства – прежде всего те, которым удалось выработать “иммунитет” к событиям Арабской весны.

Добавлено: 4 июня 2013
Статья
Крылов А. Ю. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2013. № 1. С. 97 -104.

В статье рассматривается метафора как лексическое средство реализации в речи понятийной категории эмотивности – одной из актуальных проблем, глубоко и всесторонне исследуемой в современной лингвистике. Даётся описание специфики отражения категории эмотивности в арабской языковедческой традиции, представлены взгляды арабских филологов на метафору, выполняющую в речи экспрессивно-семантическую функцию, а также показаны особенности репрезентации эмоций посредством данного тропа в современной устной и письменной речи арабов в различных функциональных стилях.

Добавлено: 15 марта 2014
Статья
Дейч Т. Л., Корендясов Е. Н. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2016. № 4. С. 197-204.

       

Добавлено: 20 мая 2021
Статья
Дейч Т. Л., Корендясов Е. Н. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2015. № 6. С. 174-180.

      

Добавлено: 20 мая 2021
Статья
Шубин В. Г., Корендясов Е. Н. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2007. № 5. С. 118-126.

Создание общеконтинентальной организации - Африканского Союза (АС) - открывает новые возможности для развития отношений России со странами Африки. Образование АС является важным шагом по осуществлению в современных условиях концепции африканского единства. Анализ основополагающих документов и деятельности новой всеафриканской организации свидетельствует о значительно большей решимости африканских лидеров следовать по пути объединения политических и экономических сил континента, о стремлении говорить одним голосом на мировой арене, чтобы обеспечить Африке достойное место в формирующемся новом мировом порядке.

Добавлено: 20 мая 2021
Статья
Лукин А. В., Новиков Д. П. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2019. № 6. С. 173-188.

В настоящей статье анализируется потенциал развития Большой Евразии и ее долгосрочной институционализации. Авторы полагают, что Большая Евразия как геополитическая реальность претерпевает определенную трансформацию. Изначально сложившаяся как полюс конфронтации под давлением американской политики и основанная главным образом на российско-китайском стратегическом партнерстве, в настоящий момент она приобретает все больше черт международного сообщества, в котором преобладает повестка развития. Это пока только формирующееся международное сообщество вовлекает все больше игроков, расширяя географический охват практически на весь Евразийский континент, что ставит перед его участниками новые вызовы: преодоление геополитических противоречий, формирование устойчивой архитектуры безопасности и сопряжение потенциалов в целях достижения экономического роста. Рассматриваются подходы и мотивы основных евразийских держав и возможности их сопряжения в целях построения геополитически устойчивого международного сообщества «от Лиссабона до Сингапура».Данный текст развивает и дополняет некоторые тезисы, изложенные авторами в статье «От Большой Европы к Большой Евразии: что несет миру коренной геополитический сдвиг», опубликованной в предыдущему номере журнала «Восток (Oriens)».

Добавлено: 24 апреля 2020
Статья
Дейч Т. Л., Корендясов Е. Н. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2015. № 3. С. 167-172.

      

Добавлено: 20 мая 2021
Статья
Коротаев А. В., Зинькина Ю. В. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2017. С. 40-48.

В статье показано, что Великой дивергенции XIX в. между Западом и Восточной Ази- ей предшествовала Великая дивергенция XVIII в. между глобальным Севером и глобальным Югом. Это обусловлено тем, что в странах глобального Севера государственным структу- рам в XVIII в. удалось выйти на новый, существенно более высокий уровень эффективности. При этом на Западе и Востоке глобального Севера задачи повышения эффективности работы государственного аппарата решались нередко принципиально разными методами, но резуль- таты на протяжении XVIII в. нередко оказывались достаточно близкими. При этом Великая дивергенция XIX в. была уже дивергенцией внутри глобального Севера. 

 

Добавлено: 12 октября 2017
Статья
Коротаев А. В., Зинькина Ю. В. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2017. Т. 4. С. 38-46.

В статье показано, что Великой дивергенции XIX в. между Западом и Восточной Ази- ей предшествовала Великая дивергенция XVIII в. между глобальным Севером и глобальным Югом. Это обусловлено тем, что в странах глобального Севера государственным структу- рам в XVIII в. удалось выйти на новый, существенно более высокий уровень эффективности. При этом на Западе и Востоке глобального Севера задачи повышения эффективности работы государственного аппарата решались нередко принципиально разными методами, но резуль- таты на протяжении XVIII в. нередко оказывались достаточно близкими. При этом Великая дивергенция XIX в. была уже дивергенцией внутри глобального Севера.

Добавлено: 29 ноября 2017
Статья
Костенко В. В., Понарин Э. Д., Стребкова О. Н. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2019. № 2. С. 126-146.

В статье рассматривается трансформация гендерных установок в ряде арабских стран. На материалах исследования «Арабский барометр» анализируются когортные различия в 13 странах. В статье выдвигается гипотеза о том, что в некоторых арабских обществах откат гендерных установок в сторону патриархата частично обусловлен идеологическим сдвигом 1970–1980-х гг. В это время социалистически ориентированные светские национальные движения начали угасать, и на смену им пришла мода на политический исламизм. При этом самые молодые когорты в самых консервативных в гендерном отношении странах (например, в Саудовской Аравии), несколько менее патриархальны, чем прежние поколения.

 

Гипотеза о социалистическом влиянии проверяется на примере Йемена. C 1967 по 1990 г. на территории современного Йемена находилось два государственных образования: Народная Демократическая Республика Йемен (НДРЙ) и Йеменская Арабская Республика (ЙАР). НДРЙ (Южный Йемен) поддерживалась Советским Союзом, в то время как ЙАР (Северный Йемен) развивалась сначала под влиянием Египта, а потом с ориентацией на монархии Персидского залива. Социалистическая идеология отразилась на гендерных установках целого поколения йеменцев. Жители Южного Йемена, чья молодость пришлась на 1960-е гг., поддерживают гендерное равноправие в большей степени, чем молодые люди в этой стране сегодня. Подобная ситуация обнаружена и в других арабских странах, имеющих социалистический опыт.

 

Добавлено: 28 апреля 2019
Статья
Коротаев А. В. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 1995. № 3. С. 18-26.

Показано, что становление демократических форм политической организации в процессе политогенеза является вполне закономерным, а не аномальным (якобы наблюдавшемся лишь в античном мире) явлением.

Добавлено: 8 марта 2013
Статья
Ладынин И. А. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2015. № 5. С. 48-64.

В статье показано, что традиционные сцены предстояния усопшего перед богами в капелле гробницы жреца Петосириса в Туна эль-Гебель близ Гермополя (кон. IV в. до н.э.) связаны исключительно с посмертной судьбой старших родственников Петосириса, умерших раньше него; оформление пронаоса, посвященное ему самому, при их нарочитой эллинизации, воспроизводят архаичную модель «мира-Двойника», характерную для частных гробниц III тысячелетия до н.э. По-видимому, стремление Петосириса обрести Посмертное существование по этой модели, независимо от богов, связано с его убеждением в невозможности вступить в эффективный контакт через посредство нелегитимных македонских правителей Египта.

Добавлено: 25 августа 2018
Статья
Бобровников В. О. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2018. № 5. С. 21-36.

Разобранный в статье случай появления в Турции конца XIX – начала XXI в. дагестанских суфийских сетей и святых мест неплохо представляет взаимоотношения мусульманских элит Северного Кавказа, Волго-Уральского региона, Ближнего Востока и Анатолии. Запечатленные в документах, эпиграфике, устных историях биографии Мухаммада и Шараф ад-Дина из Кикуни, их участия в восстании 1877 г., ссылки в Поволжье, эмиграции в Османскую империю показывают, что в своем распространении братство Накшбандия-Халидия не раз переступало за политические границы и идеологические барьеры, установленные в регионе в ходе разграничения владений османской Турции и царской России. Обмен территориями и подданными между Турцией и Россией на протяжении последних полутора столетий привел к появлению смешанных гибридных идентичностей, микроистория одной из которых прослеживается в статье на примере мухаджирской деревни в Западной Анатолии. Вопреки распространенному представлению тарикат никогда не представлял собой единого неуловимого игрока в «большой игре» между великими державами. Скорее он распадался на множество небольших соперничавших фракций, руководители которых вступали в сложные отношения друг с другом и с местными политическими элитами. С суфийскими сетями тесно связаны более локальные сети святых мест (зияратов) в регионах.

Добавлено: 5 марта 2019
Статья
Давидсон А. Б. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2009. № 1. С. 5-13.

А. Б. Давидсон продолжает исследовать тенденции развития отечественной африканистики периода Коминтерна с конца 1930-х годов, оказавшего значительное влияние на идеологизацию науки.

Добавлено: 15 апреля 2013