• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Магическая лексика в диалогах Платона: φάρµακον и ἐπῳδή

Corpus Platonicum, наряду с трагедиями классического периода и трактатом «О священной болезни» гиппократовского корпуса, дает обширные свидетельства об античной магии V-IV вв. Из этих источников мы узнаем, что тот, кто практиковал магию, обыкновенно именовался как ἐπῳδός — «заклинатель», γόης — «колдун» или «чародей», μάγος — «маг», φαρμακεύς —  изготовитель различных снадобий. Названиями для самих магических практик, соответственно, были ἐπῳδή, γοητεία, μαγεία, φαρμακεία. В работе мы рассмотрим употребление пары φάρμακον и ἐπῳδή, между которыми нет обязательной связи в доплатоновских источниках, но Платон использует их для создания многообразия образов: исследование φάρμακον и ἐπῳδή позволяет увидеть в «Хармиде» образ Сократа как ученика фракийского врача, в «Тэетете» — повивателя душ, в «Федоне» — прорицателя и слуги Аполлона, наконец, в «Государстве» — друга поэзии, использующего ἐπῳδή для сдерживания ее миметических чар. Магия Сократа в диалогах Платона противостоит колдовству софистики и из анализа магической лексики проступают новые штрихи к известному противостоянию Платона с мудрецами, использующими магию слова не для ведения души к истине, но для ее смущения и убеждения.