• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 33 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Telminov V. ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and the Classical Tradition. 2021. Vol. 15. No. 1. P. 7-30.
Добавлено: 3 октября 2020
Статья
Dmitri Panchenko. ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and the Classical Tradition. 2019. Vol. 13. No. 2. P. 451-462.

Имя Τριτογένεια означает, по-видимому, «рожденная Третьим». Этот Третий – верховный, высочайший бог. Таковым некогда был Посейдон (по крайней мере – Посейдон Геликоний). Он был божеством воды, ниспадающей с неба; представление о нем было тесно связано с представлением о небесном полюсе, вокруг которого обращаются небесные светила. Трезубец Посейдона – это символ, указывающий именно на его небесную природу. Трезубец явился развитием другого символа – поднятой руки божества с тремя пальцами. Их три (а не пять) – как у птиц, обитателей неба.

Добавлено: 3 марта 2020
Статья
Kamenskikh A. A. ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and the Classical Tradition. 2015. Vol. 9. No. 2. P. 446-459.

В истории восприятия интеллектуального наследия Оригена русскими богословами и философами последних столетий выделяются несколько ключевых моментов и несколько ключевых фигур. Это, прежде всего, Григорий Сковорода (1722–1794), Владимир Соловьёв (1853–1900), Сергей Булгаков (1871–1944), Николай Бердяев (1874–1948) и Георгий Флоровский (1893–1979). Значимость этих авторов для нашего исследования определяется сочетанием трёх обстоятельств: (1) ключевой ролью названных мыслителей в эволюции русской богословской и философской мысли и (2) тем фактом, что их собственная интеллектуальная эволюция, а также (3) восприятие их идей современниками и/или более поздними исследователями осуществлялись в тесной связи с проблемой Оригена. Таким образом, процесс восприятия интеллектуального наследия Оригена в России оказался в существенной степени обусловлен теми спорами, которые велись и ведутся вокруг ключевых представителей так называемой «русской религиозной философии».

Добавлено: 5 октября 2015
Статья
Gloukhov A. ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and the Classical Tradition. 2019. Vol. 13. No. 2. P. 513-536.

В статье излагается исторический контекст «реверсивной» («трагической») концепции истины. Благодаря аттической драме Платона смог подступиться к проблеме конфликта своего блага и справедливости. Преодолевая недостатки трагических представлений, он пришел к пониманию человеческой реальности как сложного сюжета, чреватого внезапной полной переменой. Философское решение Платона включало два шага: рождение собственного нарратива о благе и верификацию этого нарратива через соответствующий общий нарратив справедливости. Эта верификация служит основанием «реверсивной» концепции истины, следы которой прослеживаются также у Декарта и Хайдеггера.

Добавлено: 10 октября 2019
Статья
Darovskikh A. ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and the Classical Tradition. 2017. Vol. 11. No. 1. P. 95-117.

In this paper, I try to demonstrate how critical empiricism and philosophical reasoning intertwine with each other and affected the development of medicine. It is a case study considering the problems of generation and semen in the writings of Aristotle and Galen via relationship between such concepts as matter, form, movement, change, causes and some others. The main question addressed in the paper is the reason of Galen’s return to Hippocratic paradigm of two-semina (male and female). I argue that the reason is two-fold: 1) Different philosophical reasoning and erroneous understanding of some aspects of Aristotle’s embryological model by Galen. 2) Empirical discoveries, which proved to be wrong. I demonstrate that Galen’s understanding of form/matter relationship, and his view on matter as an underling principle conditioned his understanding of the notion of physical change, that allowed him to speak about conception only as quantitative mixture between equal substrata. Finally, I show that Galen’s view on teleology and his limited understanding of formal/final vs efficient causes and their relationship forced him to claim the inadequacy of Aristotle’s biology and necessitated Galen to introduce emendations in definitions of seminal faculties of genders and reproductive fluids.

Добавлено: 19 февраля 2018
Статья
Lisanyuk E. ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and the Classical Tradition. 2017. P. 61-77.
Добавлено: 12 октября 2020
Статья
Бирюков Д. С. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2015. Т. 9. № 2. С. 339-349.

Дебаты об универсалиях во второй половине IV в. по Р. Х. были вызваны спецификой переосмысления понятия единосущия в трактате «Против Евномия» Василия Кесарийского, написанного в качестве ответа на «Апологию» Евномия. Василием было предложено понимание «единосущия» в «горизонтальном» смысле общности Бога-Отца и Сына, т.е. общности, рассматриваемой наподобие общего для индивидов вида. Я показываю, что эта доктрина Василия вынудила Евномия выдвинуть его собственное учение о статусе общности. В связи с этим в своем ответном трактате «Апология на Апологию» Евномий, желавший опровергнуть возможность приложения понятия «единосущия» к Богу-Отцу и Сыну, разработал специфическое учение о статусе общности. Это учение предполагает, что чем выше по иерархии бытия, тем в меньше мере возможна «горизонтальная» общность природы единичных сущих.

Добавлено: 26 октября 2016
Статья
Бирюков Д. С. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2016. Т. 10. № 1. С. 121-131.

В статье реконструируется историко-философский контекст полемики о статусе общности в арианских спорах. Я предполагаю, что позиция Евномия, согласно которой чем выше по иерархии бытия, тем в меньше мере возможна «горизонтальная» общность природы единичных сущих, связана с трактовкой учения Аристотеля о категориях, имевшей место в средне- и неоплатонической философии. Согласно этой трактовке, аристотелевские категории, и в частности, категория второй сущности (соответствующая родам и видам), могут относиться только к сфере телесного и сложного. Имея в виду эту философскую позицию неоплатоников, я указываю на связь между, с одной стороны, аргументацией Евномия о невозможности приложения индивидо-видового дискурса к Троице и сфере бестелесного, и с другой - учением Ямвлиха. Далее, я указываю на противоположные позиции в отношении понимания статуса «общности» в отношении, с одной стороны, учения Евномия и, с другой, учения Григория Нисского, который написал трактат «Против Евномия», опровергающий положения «Апологии на Апологию» Евномия. Я предполагаю, что специфическое учение Евномия о статусе общности спровоцировало философскую реакцию, проявившуюся в развитии Григорием Нисским в «Против Евномия» учения об иерархии общностей, противоположного Евномиеву. В рамках этого учения Григория совмещаются две стратегии иерархии общностей. Я предполагаю, что каждая из этих стратегий связана с древом Порфирия. Согласно одной из них, наиболее общее находится на вершине иерархии и по мере нисхождения уменьшается мера общности. Это предполагает схему иерархии общностей, прямо противоположную Евномиевой.

Добавлено: 26 октября 2016
Статья
С.Н. Кочеров Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2020. Т. XIV. № 2. С. 470-482.

Статья посвящена ключевому для «Политики» Аристотеля положению, что государство создается преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Дается анализ воззрений Аристотеля на сущность, назначение государства и его наилучшее устройство в сравнении с учением об идеальном государстве Сократа и Платона. Исследуется, в чем Аристотель находил взаимосвязь между представлениями людей о счастье и выбором ими формы правления и одобрением государственной политики. Показывается, что идея Аристотеля о государстве, созданном для счастливой жизни людей, вошла в парадигму западной философско-политической мысли, оказав определяющее влияние на формирование понятия общего блага и концепции государства всеобщего благоденствия. Делается вывод, что выбор между «государством Аристотеля» и «государством Платона» не только обусловлен историческими и культурными причинами, но и является экзистенциальным для каждого народа.

Добавлено: 19 июня 2020
Статья
Лечич Н. Д. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2017. Т. 11. № 1. С. 260-270.

Цель данной статьи — пересмотр существующих оценок действий, приписываемых одному из последних ранних пифагорейцев, Евриту из Тарента. Его практика «определения» какой-то вещи числом камушков, необходимых для рисования ее контура, обычно трактуется как наивная или маловажная версия учения о числах его учителя Филолая и Кротона. Наш подход сосредоточивается на концепте границы или предела (ὅρος), используемого Аристотелем для объяснения практики Еврита, и на анализе данного концепта в контексте свидетельств Аристотеля, позволяющих отделить ранний пифагореизм от его интерпретации в Ранней Академии. Мы попытаемся показать, что идея, стоящая за перформансами Еврита, заслуживает более высокую оценку в рамках досократической философии, а также положить основу для ее альтернативного описания.

Добавлено: 9 января 2017
Статья
Гуляев Р. В. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2011. Т. 5. № 1. С. 96-110.

Статья знаменитого историка философии переведена для участников международного научно-образовательного проекта ΤΕΧΝΗ. Теоретические основа- ния искусства, науки и технологии в греко-римском мире» (Новосибирск). Оригинальная публикация: Plotinus and the Gnostics on the Generation of Matter, Neoplatonism and Early Christian Thought, Essays in honour of A. H. Armstrong, eds. H. J. Blumenthal, R. A. Markus. London: Variorum publications, 1981, pp. 108-123.

Добавлено: 7 октября 2012
Статья
Лечич Н. Д. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2021. Т. 15. № 2.

В данной статье анализируется учение одного из последних ранних пифагорейцев, Еврита из Тарента — известное нам через его перформанс «определения» какой-то вещи числом камушков, необходимых для рисования ее контура, — через сравнение с философией его учителя, Филолая из Кротона. Мы пытаемся найти следы учения Филолая в действиях Еврита. Поиск сосредотачивается на анализе учения Филолая об ограничивающем начале, гармонии, возникновении космоса, познаваемости, числе и консонансах. Главная цель нашего анализа — очистить эти концепты от смысловых искажений, которые могли появиться в интенсивной практике пересказывания и переосмысления раннепифагорейской философии в последующих веках; особенно подчеркивается невозможность наличия абстрактного понятия числа и поверхности у ранних пифагорейцев. Делается вывод о том, что структура выступлений Еврита правильно отражает все ключевые элементы филолаевской философии и, тем самым, дает нам надежное представление о том, какие мыслительные феномены существовали в раннем пифагореизме.

Добавлено: 30 октября 2020
Статья
Дидикин А. Б. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2020. Т. 14. № 2. С. 608-617.

В статье интерпретируются аргументы Фомы Аквинского о естественном праве как способе достижения общего блага, оказавшие существенное влияние на теорию естественного права Дж. Финниса. Раскрываются концептуальные основы понимания Дж. Финнисом морально оправданных действий людей в сообществе, направленных на получение основных благ, и дискуссионные вопросы его теории в современных философско-правовых исследованиях. Автор приходит к выводу, что переосмысление Дж. Финнисом оснований этически значимых действий приводит его к формулировке инструментального подхода к естественному праву как рационального способа осуществления достойной жизни.

Добавлено: 11 февраля 2021
Статья
Дидикин А. Б. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2019. Т. 13. № 1. С. 386-392.

The paper analyzes the arguments of normativism on historical and philosophical reconstruction of the idea of retribution in ancient philosophy as a prototype of the principle of causality. Based on the Kelsen’s ideas presented in the book Society and Nature, the features of mythological, religious and philosophical justification of the idea of retribution for sins and violations of positive rules in ancient society are revealed. The author comes to the conclusion that the idea of retribution, which is methodologically important for building a pure theory of law, is further transformed into the principle of imputation, which characteristic for the social studies and humanities, within Kelsen denies the principle of causality.

Добавлено: 11 января 2019
Статья
Марей А. В. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2014. Т. 8. № 2. С. 347-364.

В статье анализируется концепция легитимности политической власти в средневековой Кастилии и Испанской империи раннего Нового времени, отраженная в «Семи Партидах» Альфонсо Х Мудрого (1252 – 1284) и в глоссе к ним, составленной придворным юристом Карла I Испанского, Гр. Лопесом, в первой половине XVI века. Юристы XIII века, интерпретируя известный принцип "Король - это император в своем королевстве", сформулированный Иннокентием III в декреталии Per venerabilem (1205), постулировали верховенство королевской власти не только по отношению к императорской, но также и к папской. Таким образом, король в трактовке легистов Альфонсо Х предстает верховным светским и духовным сувереном своего королевства. В XVI веке придворный юрист императора Карла Гр. Лопес переносит акцент в обсуждаемых им законах "Партид" с королевской власти на императорскую, подчеркивая ее превосходство над остальными в светских вопросах. Вместе с тем, им рассматривается и возможность отрешения императора от трона в результате обновления общественного договора - по мнению Лопеса, раз римский народ однажды дал императору власть, то он же может и отобрать ее у него.

 

 

Добавлено: 26 ноября 2013
Статья
Панченко Д. В. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2020. Т. 14. № 2. С. 674-692.

Древние авторы не могли сообщить о спартанском законодателе Ликурге ничего, с чем бы все соглашались, за исключением того, что противники реформ выбили ему глаз. Именно эта подробность и дает ключ к решению спора об изначальном характере Ликурга. В древних текстах – шумерских, греческих, индийских, иранских – неоднократно фигурирует глаз высочайшего бога, и этот образ отражает персонификацию звездного неба, вращающегося вокруг небесного полюса. Характерной функцией небесного одноглазого бога является попечение об общественном порядке; спартанский одноглазый Ликург изначально и был таким божеством. Сознательные усилия спартанских политиков V в. до н. э. превратили Ликурга в законодателя наподобие афинянина Солона.

Добавлено: 23 октября 2020
Статья
Прокопов К. Е. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2019. Т. XIII. № 1. С. 294-306.

Corpus Platonicum, наряду с трагедиями классического периода и трактатом «О священной болезни» гиппократовского корпуса, дает обширные свидетельства об античной магии V-IV вв. Из этих источников мы узнаем, что тот, кто практиковал магию, обыкновенно именовался как ἐπῳδός — «заклинатель», γόης — «колдун» или «чародей», μάγος — «маг», φαρμακεύς —  изготовитель различных снадобий. Названиями для самих магических практик, соответственно, были ἐπῳδή, γοητεία, μαγεία, φαρμακεία. В работе мы рассмотрим употребление пары φάρμακον и ἐπῳδή, между которыми нет обязательной связи в доплатоновских источниках, но Платон использует их для создания многообразия образов: исследование φάρμακον и ἐπῳδή позволяет увидеть в «Хармиде» образ Сократа как ученика фракийского врача, в «Тэетете» — повивателя душ, в «Федоне» — прорицателя и слуги Аполлона, наконец, в «Государстве» — друга поэзии, использующего ἐπῳδή для сдерживания ее миметических чар. Магия Сократа в диалогах Платона противостоит колдовству софистики и из анализа магической лексики проступают новые штрихи к известному противостоянию Платона с мудрецами, использующими магию слова не для ведения души к истине, но для ее смущения и убеждения.

Добавлено: 16 января 2019
Статья
Гущин В. Р. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2019. Т. 13. № 1. С. 180-197.

В статье исследуется место и роль афинского мифа об автохтонии.

Добавлено: 28 октября 2018
Статья
Можайский А. Ю. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2019. № 13.2. С. 580-595.

Традиционно считается, что Ксенофонт сознательно замалчивает роль фиванских полководцев в своей «Греческой истории», где даже Эпаминонд - победитель битвы при Левкатрах, в связи с этим событием, - не назван по имени, в то время как соотечественники самого Ксенофонта, даже когда они сражаются против Спарты, описаны либо нейтрально, либо с симпатией. В данной статье выдвигается версия, что негативное отношение Ксенофонта к Фивам и фиванцам объясняется, в первую очередь, традиционным образовательным пространством Афин, что создало негативную литературную традицию, в рамках которой работал и Ксенофонт. Эта литературная традиция была создана задолго до Ксенофонта и продолжилась после него. Она была создана как ответ на пограничные конфликты между Фивами и Афинами, что продолжались в течении архаического и классического периодов истории Греции.

Добавлено: 14 октября 2020
Статья
Дидикин А. Б. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2018. Т. 12. № 2. С. 709-713.

В статье автор на основе серии работ Г. Кельзена, в том числе его "Платоновской справедливости" рассматривает политические воззрения Платона в контексте нормативизма.

Добавлено: 21 июня 2018
Статья
Марей А. В. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2012. Т. 6. № 2. С. 365-384.

В статье на материале нарративных, нормативных и актовых источников рассматривается процесс складывания в кастильском языке понятия «проступок» (yerro), использовавшегося юристами Альфонсо Х для обозначения любого противоправного деяния. Используя информацию, предоставляемую билингвальными текстами («Этимологии» Исидора Севильского, «Фуэро Хузго», пространное фуэро Куэнки), автор делает вывод о том, что изначально понятие yerro имело этический характер, обозначая неверное действие или ошибку и лишь затем, в результате целенаправленной реформы языка, предпринятой по инициативе Альфонсо Х, приобрело также религиозные и правовые коннотации.

Добавлено: 25 января 2013
1 2