?
В защиту "строгого Петражицкианства"
В своей статье «Права человека в контексте петражицкианской перспективы» профессор А. Поляков критикует «строгое петражицкианство» профессора Фиттипальди. В данной статье Фиттипальди отвечает на критику Полякова. Фиттипальди утверждает, что научные понятия отбирают классы явлений, способные войти в качестве причин в номологические гипотезы. Право, стипулятивно определяемое как особый класс психических явлений (псиправо), а именно как восприятие/представление действий в сочетании с императивно-атрибутивными эмоциями (понятием, близким по смыслу к sense of entitlement или Rechtsgefühl), — это непосредственная причина конфликтов и, в свою очередь, унификационных тенденций, в некоторой степени противодействующих им (позитивизация, формализации, дикасполизация — от δικασπόλος). Кроме того, псиправо вызывает появление соцправа, понимаемого как последовательные явления, степень существования которых возрастает со степенью совместимости правовых явлений (псиправо), встречающихся в конкретном обществе. Если псиправо является дистальной причиной таких явлений, как государства или рыночная экономика, то соцправо можно рассматривать как их проксимальную причину и поэтому как научно легитимное понятие. В других частях данной статьи Фиттипальди защищает различие между интуитивным и положительным псиправом и подчеркивает необходимость как юридической догматики (включающей в себя деонтическую логику), так и резко отличающихся от нее псиправа и соцправа, тем самым давая понять, что строгое петражицкианство, вероятно, несовместимо с интегральной концепцией права.