Статья
Эмансипация инструментально-духовой сферы и эволюция идеи «забытых сражений»
Советское кино 1960–70-х годов не только представляет новый взгляд на события Октябрьской революции и Гражданской войны, но и производит свою революцию в формировании кинообраза звуковыми средствами. Часть этих средств не выходит за рамки общемировых кинотрендов — звук и музыкальное сопровождение теперь не усиливает визуально-нарративное, а выступает самостоятельной единицей, голосом то режиссёра, то зрителя, который должен обнаружить внутри себя, в недрах своей души интерпретирующую инстанцию, и даже сам готов стать такой инстанцией. Но в темах «подвига отцов» и «забытых сражений Гражданской войны» советские кинокомпозиторы видят новую неизведанную возможность привнесения голоса горна, трубы, валторны, тромбона в свежие переистолкования революционного прошлого. В этих голосах позднесоветский человек начинает слышать зов отцов и дедов, одновременно соотнося их с голосом собственной совести, которая, парадоксальным образом, не только не зовет повторить прежний подвиг, но попросту «засыпает» — духовое в этом случае сливается с «духовным»: тоскливый, печальный, похожий на голос умирающего звук трубы и горна только подтверждает экзистенциальность осознания невозможности всякого повторения.
С послевоенного времени начинается скрытая борьба за присвоение значений тембрам духовых инструментов и право оперирования различными модальностями этих значений. В статье затрагиваются вопросы соотношения политической конъюнктуры и нейтрализующих ее эстетических стратегий. Речь идет о неочевидном инструментарии выстраивания киноповествования, различными способами использующем голоса духовых, эмансипированные в результате джазовых, эстрадных и симфонических экспериментов. В этих процессах можно выделить два условных вектора — «милитаристский», создающий рамку воображаемого пространства отвоеванного, и «гуманистический», преображающий это предзаданное пространство в пространство мечты, несбывшегося, духовного-секулярного. На примере конкретных аудиовизуальных решений в статье демонстрируется, по каким именно каналам и в результате каких комбинаций складывается и каталогизируется духовой тембральный канон. Делается акцент на трансформациях отдельных инструментов — гобоя, флейты, валторны, трубы, горна — с тем, чтобы показать, как распределяется потенциал влияния инструмента и создается поле преемственности в киномузыке.
Монография под общим названием «Государство и исторический процесс» состоит из трех книг. Центральной частью монографии являются темы, связанные с государством и соотношением развития государства и исторического процесса в целом: от глубокой древности до сегодняшней эпохи. На общем фоне развития исторического процесса автор исследует сложные и важные проблемы: как возникло государство, какие этапы развития прошло, какие конкурирующие альтернативы имело; какое государство можно считать ранним, развитым и зрелым; в каком направлении развивается современное государство.
В первой книге монографии «Эпоха формирования государства: Общий контекст социальной эволюции при образовании государства» с привлечением большого исторического и этнографического материала дается глубокий анализ различных процессов догосударственного периода и показывается ход политогенеза: от первобытных обществ до возникновения примитивных государств. В ней поднята и разработана очень важная и новая тема: возникновение политий особого типа – аналогов раннего государства, которые долгое время составляли конкуренцию государствам. Концепция аналогов раннего государства является важным вкладом автора в теорию политической антропологии. Всемирно известный антрополог Хенри Й. М. Классен считает, что «модель аналогов раннего государства является хорошим дополнением к эволюционной теории», что она вместе с концепцией стадий эволюции государственности, излагаемой во второй книге этой монографии, «закрывает серьезный пробел в теории эволюции государственности».
Рекомендуется специалистам – философам, историкам, социологам, политологам, антропологам, правоведам, а также широкому кругу читателей, интересующихся данной тематикой.
Сирии удалось выстоять в ходе событий Арабской весны, которая завершилась с падением режима Джамахирии в Ливии и гибелью Муаммара аль-Каддафи. В течение довольно длительного промежутка времени в Сирии в условиях отсутствия внутренних предпосылок для смены правящего алавитского режима во главе с Башаром аль-Асадом единственной силой, способной привести к отставке президента, могло стать внешнее вмешательство, в том числе вооруженное. Однако по мере эскалации террористической активности на территории страны на фоне сохранения напряженной внешнеполитической обстановки на первый план выступают тенденции разворачивания гражданской войны.
В уникальной по охвату источников книге немецкий историк Фритьоф Беньямин Шенк исследует семивековую толщу памяти об одной из самых легендарных фигур русской истории. Перед читателем разворачивается панорама образов Александра Невского, запечатленных в летописях, агиографии и иконах, идеологии и официальной пропаганде, исторических трудах и политической публицистике, живописи, скульптуре, кинематографе и коммерческой рекламе. Анализируя, как предание об Александре Невском конструировалось и использовалось различными историческими акторами - государственной властью, православной церковью, интеллигенцией, русским национализмом, исследователь приходит к заключению о вкладе этого длящегося мифотворчества в выработку альтернативных версий коллективной идентичности.
Место и роль сотрудников еврейского происхождения во Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК) в 1917-1921 гг., в их «качественный» и количественный состав, мотивы участия в работе этого карательного органа.
В последние десятилетия массовые или групповые представления о прошлом часто обозначают какими-то словосочетаниями, включающими слово «память» — коллективная память, социальная память, культурная память, историческая память. Авторы высказывают ряд критических замечаний по поводу этой терминологии и очерчивают границы ее применения.
Анализ исторической основы фильма «Беня Крик» (1926) по сценарию И. Бабеля, режиссер В. Вильнер. Точнее, анализ того, как искусство преобразует реальность, а затем в свою очередь формирует наши представления об исторической реальности. Фильм был быстро снят с экрана за «поэтизацию бандитизма». Прототип Бени Крика, героя бабелевских «Одесских рассказов» - Мишка Япончик, кличка Моисея Винницкого, одесского налетчика и командира полка Красной армии, убитого в конце концов в результате чекистской операции.
В статье исследуются отклики советских школьников средних и старших классов второй половины 1930-х годов на гражданскую войну в Испании и приезд в СССР детей республиканцев. Интерес к реакциям этой возрастной категории обусловлен тем, что через короткое время она примет на себя главный удар в войне с фашистской Германией и получит статус фронтового поколения. Эмоционально воспринятые события в далекой стране стали источником ее представлений о будущей тотальной войне СССР и важным рубежом в психологической подготовке к ней. Проведенное исследование показывает, что, несмотря на отказ политического руководства страны от идеи мировой революции и отсутствие намерений разжигать революцию на территории Испании, эта идея стала направляющей для юных советских граждан. Осмысленная как вспышка мировой революции, борьба республиканцев породила разнообразные проявления солидарности, включавшие сбор денежных средств, попытки индивидуальных и групповых побегов в Испанию, а также самоорганизацию военизированных отрядов с целью присоединения к интернациональным бригадам. Курс на мировую революцию выразился 200 Новейшая история России. 2020. Т.10, №1 Культурная антропология и в коммуникациях, которые советские подростки выстраивали с испанскими сверстниками. В свете драматического опыта испанских республиканцев будущее коммунистического проекта среди советского юношества теперь увязывалось только с войной на уничтожение, которую предстояло выдержать Советскому Союзу при определенной, но отнюдь не решающей поддержке передовой мировой общественности. А победоносный исход этой войны для своей страны связывался с большими жертвами и потерями
Василий Алексеевич Маклаков и Василий Витальевич Шульгин принадлежали к политической элите России начала XX века. Оба были депутатами 2-4-й Государственных дум и плодовитыми публицистами. Маклаков был членом партии кадетов, либералом, Шульгин - правым, националистом и монархистом. Разница в политических взглядах не мешала им быть друзьями. После революции оба оказались в эмиграции. Их переписка за 1919-1939 годов содержит уникальную информацию о политической жизни России начала XX века, русских революциях и Гражданской войне, истории эмиграции. Переписка - источник по истории русской политической мысли и в то же время литературный памятник, блестящий образец эпистолярного жанра. Письма, публикующиеся без каких-либо изъятий и сокращений, хранятся преимущественно в архиве Гуверовского института Стэнфордского университета (США), часть переписки находится в Государственном архиве Российской Федерации и рукописном отделе Британской библиотеки.
Монография посвящена онтологии стандартной и девиантной квантификации. В работе сопоставляются эвристические возможности и онтологические обязательства двух парадигм интерпретации кванторов: как второпорядковых предикатов и как функций выбора от их истоков (Г. Фреге и Ч.С. Пирс) до современного состояния (абстрактные логики и IF-логика). Новизна исследования связана с философской оценкой технических результатов последних лет о выразительных и дедуктивных возможностях логик с нестандартной квантификацией. Монография включает апробацию разработанных методов в логическом анализе языка, а также в логико-онтологической экспликации классических философских затруднений, обусловленных предикативной трактовкой существования.
Книга предназначена для специалистов в области логики, философии, когнитивной лингвистики и психологии, онтологической инженерии, а также для всех тех, кто интересуется историей и современным состоянием логики, аналитической философии и феноменологии, философскими основаниями математики и компьютерных наук.
Сборник содержит статьи, посвященные осмыслению широких взаимосвязей языка и культуры, философских аспектов познания, коммуникации и понимания, исследованию символического измерения бытия человека и культуры.
Книга предназначена философам, культурологам, специалистам в области языкознания, широкому кругу ученых-гуманитариев.
В статье рассматриваются взгляды Л.Н. Толстого в качестве не только яркого представителя, но и завершителя эпохи Просвещения. Сопоставление его идей с философией Спинозы и Дидро позволяет прояснить некоторые аспекты произошедшего в этом завершении перехода к уникальному толстовскому религиозно-философскому учению. Специальному анализу подверглись общие и специфические черты трех философов. Особое внимание уделено способу мышления, представленному в учении Толстого, Спинозы и Дидро, их отношению к науке, специфике их мировоззрения. Важным аспектом понимания стало раскрытие противоречия между образом мыслей и образом жизни трех философов. Исследована природа творческого мышления в их философии. У Дидро она описана через концепт парадоксализма, у Спинозы – через понятие целостности, у Толстого – через метод сцепления, обнаруженный им в литературном творчестве. Если для европейских просветителей образ мышления напрямую связан с природой человека, представленный как единство natura naturans и natura naturata, то для Толстого важнее всего некое априорное чувство жизни, пропитанное верой в Бога и инстинктом самоотдачи – любви к Высшему и другим людям. Метод сцепления уводит Толстого от прямого продолжения просветительских идей, делая значимым обращении не только к разуму, но и к творческой интуиции. Показан переход Толстого от рационального восприятия жизни к ее религиозным и экзистенциальным основаниям. Толстой постепенно уходит от идеи природного человека к идее человека, живущего по заповедям Христа. Показано, что начав с просветительского мировоззрения, Толстой заканчивает созданием религиозно-философского учения, характерного для начала ХХ века.
В книге, приуроченной к юбилею классика российской семантической школы Е.Д.Смирновой, рассматриваются перспективы логической семантики, дисциплинарный статус которой изначально определялся задачами обоснования математики, для философии языка и эпистемологии.
Статья посвящена концепциям техники в творчестве братьев Эрнста и Фридриха Георга Юнгеров. Проблема взаимосвязи техники и свободы рассматривается в широком контексте немецкой критики культуры начала XX в. и дискуссии о технократии до и после Второй мировой войны.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.