?
Поздняя диалектика Платона. Общая характеристика
Вопросы философии. 2016. № 1. С. 105-118.
В статье дается общий анализ платоновского диалектического метода позднего периода. Рассматриваются три его составляющие: synagoge, diairesis, symploke, а также связь между ними. В качестве основы для анализа взят отрывок из диалога “Софист” (253d), а также привлекаются материалы из других диалогов. Высказывается предположение, что диалектический метод отнюдь не сводим только к родовидовому членению, но представляет собой более сложный процесс, являясь, по сути, развитием теории припоминания.
Глухов А. А., Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2013 Т. 14 № 3 С. 19-27
В статье рассматривается политический смысл диалектического метода Платона. Диалектике нередко придается исключительно логическое значение, однако два вида диалектики («Федр») следует трактовать политически: как движение свободы и движение справедливости. Производится сравнение трактовки диалектики у Платона, Аристотеля, Гегеля и Рикера. ...
Добавлено: 10 декабря 2013 г.
Резвых П. В., Платоновские исследования 2023 Т. 18 № 1 С. 171-199
В статье предпринята попытка классификации и интерпретации платонических аллюзий и реминисценций в текстах Шеллинга 1810-х гг, относящихся к работе над трактатом «Мировые эпохи». Автор выделяет несколько групп таких аллюзий, связанных с ключевыми концепциями трактата. Первая касается вопроса о соотношении диалектики и истории и тесно связана с платоновским учением об анамнесисе. Вторая модифицирует предложенное в «Тимее» ...
Добавлено: 7 сентября 2023 г.
Глухов А.А., Художественная культура 2013 № 1
В статье предлагается обзор позиций известных философов (Платон, Беньямин, Хайдеггер, Деррида) по проблеме власти искусства. Несмотря на существенные различия между своими подходами к искусству, эти мыслители интересовались одинаковым кругом вопросов и проблем. Этот контекст помогает по-новому взглянуть на суровую критику, которой искусство подверглось у Платона. В его критике нет ничего особенного, скорее это типичный философский ...
Добавлено: 17 мая 2013 г.
Гущин В. Р., Schole. Философское антиковедение и классическая традиция 2019 Т. 13 № 1 С. 180-197
В статье исследуется место и роль афинского мифа об автохтонии. ...
Добавлено: 28 октября 2018 г.
Алиева О. В., Платоновские исследования 2020 Т. 13 № 2 С. 354-362
Рецензент отмечает, что книга вносит заметный вклад в изучение интеллектуальной истории Греции в классический и римско-эллинистический периоды, позволяя по-новому взглянуть на первую европейскую школу. Во-первых, уточняется физическое устройство Академии на основании новейших археологических данных. Во-вторых, затрагивается вопрос о публичной репрезентации философии как социальной практики. Далее, подробно рассматриваются внутреннее устройство и функционирование Академии как научной и ...
Добавлено: 24 декабря 2020 г.
Макарова И. В., Сократ 2011 № 3 С. 146-149
В VI книге "Государства" Платон обращает внимание безрадостное
существование неких немногих "добродетельных граждан" в обычном
государстве: "По отношению к государству положение самых порядочных
людей настолько тяжелое, что ничего не может быть хуже" (Государство,
488). Почему добродетель этих граждан не может найти согласия с существующим
государственным порядком? Почему законопослушный и добродетельный гражданин становится жертвой собственного государства? ...
Добавлено: 31 марта 2011 г.
Алиева О. В., Würzburger Jahrbücher für die Altertumswissenschaft. Neue Folge 2018 Vol. 42 P. 5-18
This paper examines the parallels between the theory of pleasure ascribed by Plato to the ‘enemies of Philebus’, in the homonymous dialogue, and that of the ‘wise men’, in the Republic 9. Though some of these parallels were noticed by G. Grote in 1865 and by J. Adam in 1907, their observations did not receive ...
Добавлено: 27 сентября 2017 г.
Алиева О. В., Studia Patristica 2013 Vol. LXII No. 10 P. 69-80
The article considers some protreptic motifs of the First Alcibiades in St. Basil’s homily On the Words ‘Give Heed to Thyself’. Dealing with a verse from Deuteronomy (15:9: Πρόσεχε σεαυτῷ etc.). St. Basil evidently regards it as a biblical counterpart of the Delphic maxim γνῶθι σαυτόν, using the sacred text to impel his audience to virtue and self-knowledge. In the second part ...
Добавлено: 18 сентября 2013 г.
Ощепков И. В., Историко-философский альманах 2012 № 4 С. 29-45
Анализ трех вопросов о Едином и Многом в диалоге "Филеб". ...
Добавлено: 14 февраля 2014 г.
Прокопов К. Е., Schole. Философское антиковедение и классическая традиция 2019 Т. XIII № 1 С. 294-306
Corpus Platonicum, наряду с трагедиями классического периода и трактатом «О священной болезни» гиппократовского корпуса, дает обширные свидетельства об античной магии V-IV вв. Из этих источников мы узнаем, что тот, кто практиковал магию, обыкновенно именовался как ἐπῳδός — «заклинатель», γόης — «колдун» или «чародей», μάγος — «маг», φαρμακεύς — изготовитель различных снадобий. Названиями для самих магических ...
Добавлено: 16 января 2019 г.
Плешков А. А., Историко-философский ежегодник 2014 С. 29-52
Согласно наиболее распространенному среди историков философии мнению, Платон производит философскую концептуализацию понятия aiōn, употребляя его в значении «вечность» и подразумевая бесконечность и вневременность. Тем не менее внимательный анализ космологических идей Платона, рассмотренных в контексте раннего словоупотребления aiōn, позволяет поставить традиционную точку зрения под вопрос. В статье предложена попытка интерпретации понятия с учетом наиболее надежного из значений этого слова – «жизнь», расширенного ...
Добавлено: 12 июня 2013 г.
Шичалин Ю. А., Глухов А. А., Греко-латинский кабинет, 2000
Новое издание диалога Платона "Апология Сократа" с параллельным древнегреческим текстом. Пер. М.С.Соловьева, вступительная статья и примечания Ю.А.Шичалин, А.А.Глухов ...
Добавлено: 6 апреля 2017 г.
Павлов А. В., Логос 2012 № 3 С. 207-215
Статья представляет собой рецензию на книгу «Южный парк и философия. Толстый, длинный и всепроникающий» (М.: Эксмо, 2012). Автор описывает современное состояние популярной культуры, которая с каждым годом становится все более интеллектуальной, однако отмечает и побочные продукты этого процесс. К таковым продуктам автор относит и рецензируемую книгу, считая ее бесплодной и неудачной попыткой синтезировать умное шоу ...
Добавлено: 9 февраля 2013 г.
Алиева О. В., Hermathena 2013 Vol. 189 P. 71-91
The well-known sixth definition of the sophist in the homonymous dialogue contains a discussion of the elenchus (230b4-e3) which is often referred to as a manifestation of the late Plato’s attitude towards this method of argumentation. It is generally assumed that the definition of the sophist ‘of noble lineage’ given here should be attributed to ...
Добавлено: 11 ноября 2013 г.
Доддс Э., Герменея 2013 № 5
Данная работа является переводом одного из ключевых текстов английского исследователя Эрика Доддса. В данной работе представлена интерпретация диалога Платона «Парменид», которая впоследствии была признана классической. ...
Добавлено: 12 декабря 2013 г.
Бриссон Л., М. : Rosebud Publishing, 2019
Книга Люка Бриссона -- это доступный и увлекательный рассказ про первого человека, который назвал себя философом, -- Платона. "Философия рождается в шуме и ярости", -- пишет Бриссон в предисловии. Его задача -- показать, как жизненный опыт Платона связан с его пониманием философии, ставшим определяющим для всей европейской традиции. Но эта задача затрудняется тем, что вокруг ...
Добавлено: 22 сентября 2018 г.
Макарова И. В., Платоновские исследования 2017 Т. 7 № 2 С. 127-146
В данной статье рассматривается вопрос о происхождении философского мифа о пещере, приведенного в диалоге Цицерона De natura deorum (II, 95-96), а также делается попытка его интерпретации. Цицерон утверждает, что автором этого мифа является Аристотель, но не сообщает названия текста, в котором этот миф присутствует. Принято считать, что миф о пещере излагался в несохранившемся диалоге Аристотеля ...
Добавлено: 27 января 2018 г.
Плешков А. А., Problemos 2017 No. 91 P. 128-140
Добавлено: 24 марта 2017 г.
Водолазов Г. Г., Общественные науки и современность 2005 № 6 С. 128-134
Продолжение публикации, начатой в предыдущем номере. Приводятся второе-четвертое "письма Сократа Платону". Во втором письме Сократ объясняет, почему он отказался от защиты Лисия на суде и решил защищаться сам. Он расценивал свое последнее выступление на суде как завещание человечеству – нынешнему и будущему. Кроме того, у него никогда не было такой большой аудитории сограждан, пришедших послушать ...
Добавлено: 31 марта 2013 г.
Глухов А. А., ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and the Classical Tradition 2019 Vol. 13 No. 2 P. 513-536
В статье излагается исторический контекст «реверсивной» («трагической») концепции истины. Благодаря аттической драме Платона смог подступиться к проблеме конфликта своего блага и справедливости. Преодолевая недостатки трагических представлений, он пришел к пониманию человеческой реальности как сложного сюжета, чреватого внезапной полной переменой. Философское решение Платона включало два шага: рождение собственного нарратива о благе и верификацию этого нарратива через ...
Добавлено: 10 октября 2019 г.
Ямпольская А. В., История философии 2015 Т. 20 № 1 С. 237-258
В статье анализируется проблема истины у Хайдеггера и Койре на материале интерпретации тем и другим «Государства» Платона. Хайдеггер прочитывает «Государство» прежде всего как миф о сокрытии и несокрытости, в котором раскрывается мышление бытия. Хайдеггеровское определение истины как несокрытости приводит его к выводу о том, что ложное не есть обман, искажение или уничтожение истины, но «храняющее ...
Добавлено: 20 октября 2015 г.
Прокопов К. Е., Платоновские исследования 2017 Т. 7 № 2 С. 33-54
Риторика— одна из ключевых тем диалога «Федр». Во второй части диалога Сократ говорит о риторике как о ψυχαγωγία (букв. «душевождение»). Понятие ψυχαγωγία первоначально обозначало процесс призвания мертвых, обращение к душам подземного мира для их явления в мир живых. Вне магического контекста ψυχαγωγία определяется как сила поэтических и риторических приемов, необходимых для убеждения слушателя. В этой ...
Добавлено: 15 декабря 2016 г.
Алиева О. В., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение 2012 № 3 (41) С. 105-114
Так называемый сократический протрептик традиционно рассматривается в качестве «переходной» формы от софистических эпидейктических выступлений к ранним диалогам Платона. Цель данной работы — рассмотреть свидетельства о «сократических протрептиках» и понять, можем ли мы говорить о сложившемся жанре и о переходном характере такого жанра. Кроме того, мы обращаем внимание на некоторые методологические сложности, связанные с описанием протрептического ...
Добавлено: 1 апреля 2013 г.
Доносо Кортес Х., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2017 Т. 1 № 2 С. 136-154
В ходе лекции Доносо разбирает политическую философию Платона и Л. Г. А. де Бональда, доказывая, что оба философа при всех своих различиях создавали в целом общую «теорию деспотизма». Критикуя Платона и Бональда с либеральных позиций, Доносо противопоставляет их пониманию власти как деспотической просвещенческое понятие свободы, а столь же деспотическому пониманию Государства — либерально-буржуазное понятие индивида ...
Добавлено: 30 июня 2017 г.