• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности

В статье рассматривается понятие "цифровая грамотность", которое является предметом значительного числа научных публикаций. Целью данного исследования является разработка теоретической модели, которая позволила бы обобщить многочисленные практики и теоретические подходы относительно цифровой грамотности. Фиксируется проблема трансформации понятия "грамотность", обусловленная социокультурными изменениями, в основе которых лежит научно-технический прогресс, а также возникновение большого числа "парциальных грамотностей", тесно связанных между собой. Развивается идея Альберта Букхорста о понятиях, близких по содержанию понятию цифровой грамотности (компьютерная грамотность, интернет-грамотность, медиа- и информационная грамотность). Предлагается четырехкомпонентная модель цифровой грамотности - атворская разработка обобщенного рассмотрения подходов к пониманию цифровой грамотности в условном семантическом пространстве двух конструктов - "технико-технологическое / социогуманитарное" и "возможности / угрозы". На основе этих конструктов выделяются четыре компоненты поля практик и теоретических подходов, касающихся цифровой грамотности, а именно: технико-технологические возможности, содержательно-коммуникативные возможности, технико-технологические угрозы и социопсихологические угрозы. Компонент "технико-технологические возможности" представляет собой утилитарные, прагматические или инструментальные компетенции. "Содержательно-коммуникативные возможности" включают развитие способностей по созданию медиатекстов, их получению от других участников цифровых коммуникаций, их восприятию и интерпретации. Компонент "технико-технологические угрозы" подчеркивает охранительные элементы при использовании программного обеспечения и интернета. Наконец, компонент "социопсихологические угрозы" описывает социальные, психологические и этические аспекты работы в цифровой среде, которые могут быть связаны с опасностями, в том числе интернет-зависимостью, кибербуллингом и пр. На основе представленной модели могут проводиться эмпирические исследования по измерению уровня цифровой грамотности,мониторинг состояния цифровой грамотности в России.