Статья
О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности
В статье рассматривается понятие "цифровая грамотность", которое является предметом значительного числа научных публикаций. Целью данного исследования является разработка теоретической модели, которая позволила бы обобщить многочисленные практики и теоретические подходы относительно цифровой грамотности. Фиксируется проблема трансформации понятия "грамотность", обусловленная социокультурными изменениями, в основе которых лежит научно-технический прогресс, а также возникновение большого числа "парциальных грамотностей", тесно связанных между собой. Развивается идея Альберта Букхорста о понятиях, близких по содержанию понятию цифровой грамотности (компьютерная грамотность, интернет-грамотность, медиа- и информационная грамотность). Предлагается четырехкомпонентная модель цифровой грамотности - атворская разработка обобщенного рассмотрения подходов к пониманию цифровой грамотности в условном семантическом пространстве двух конструктов - "технико-технологическое / социогуманитарное" и "возможности / угрозы". На основе этих конструктов выделяются четыре компоненты поля практик и теоретических подходов, касающихся цифровой грамотности, а именно: технико-технологические возможности, содержательно-коммуникативные возможности, технико-технологические угрозы и социопсихологические угрозы. Компонент "технико-технологические возможности" представляет собой утилитарные, прагматические или инструментальные компетенции. "Содержательно-коммуникативные возможности" включают развитие способностей по созданию медиатекстов, их получению от других участников цифровых коммуникаций, их восприятию и интерпретации. Компонент "технико-технологические угрозы" подчеркивает охранительные элементы при использовании программного обеспечения и интернета. Наконец, компонент "социопсихологические угрозы" описывает социальные, психологические и этические аспекты работы в цифровой среде, которые могут быть связаны с опасностями, в том числе интернет-зависимостью, кибербуллингом и пр. На основе представленной модели могут проводиться эмпирические исследования по измерению уровня цифровой грамотности,мониторинг состояния цифровой грамотности в России.
Аннотация:
Данный курс рассчитан на ознакомление студентов с новыми условиями, в которых реализуются права человека в условиях развития информационного общества и его основного феномена – Интернета.
При решении вопроса о реализации прав и свобод в Интернете следует учитывать уровень развития информационного общества. Его развитие затрагивает как культурные аспекты прав человека (варьируясь в зависимости от национального сегмента сети Интернет), так и правоприменительную практику их реализации. Сегодня право доступа к информации выходит на первый план, являясь основным правом человека в информационном обществе.
Мы столкнулись с принципиально новыми явлениями, когда стирается грань между производителем и потребителем информации. Любой пользователь может теоретически стать производителем массовой информации посредством ведения личных дневников (блогов), размещая информацию в социальных сетях, общаясь посредством электронной почты, электронных конференций (чатов) и пользуясь иными возможностями, предоставляемыми современным уровнем развития сетевых технологий.
Можно выделить три уровня управления Интернетом: международный, национальный (государственный) и уровень саморегулирования. В силу специфики Интернета ни один из этих уровней не может являться самодостаточным или единственно возможным. Следует показать взаимоотношения между каждым из уровней и определить роль каждого из них при реализации конституционных прав и свобод в Интернете. Данные проблемы будут являться предметом рассмотрения данного курса.
Курс разделен на общую и особенную части. В общей части будут рассмотрены темы, посвященные рассмотрению правового регулирования российского и зарубежных сегментов Интернета.
Конференция "Интернет и современное общество" (Internet and Modern Society – IMS) проводится в Санкт-Петербурге ежегодно с 1998 года.
Основные цели объединенной научной программы: развитие междисциплинарных исследований информационных технологий, электронных библиотек, методов и технологий интеграции электронных коллекций; взаимодействия информационных ресурсов и формирования электронного документного пространства научных исследований и инноваций.
Технологии информационного общества - междисциплинарная область исследований и разработок, обеспечивающая интеграцию данных и методов технических и гуманитарных наук. Важным научным направлением конференции является обсуждение результатов исследований в области создания e-Science (инфраструктуры научных данных и информационных систем), разработки программных средств по созданию такой инфраструктуры, включающих в себя средства сбора, моделирования и представления данных на основе международных стандартов, исследований информационных технологий электронного правительства и управления государственными информационными системами, развития общества знаний на основе применения информационных технологий в социально-гуманитарной сфере.
В учебном пособии рассматриваются практические приемы создания информационных Web-сайтов с использованием инструментальной системы Microsoft Visual Studio. Излагаются основные понятия компьютерных сетей, теги HTML-разметки Web-страниц, создание таблиц стилей с использованием визуального дизайнера, разработка визуального дизайна Web-сайта и хостинг Web-сайта с HTML-страницами. Приводятся схема функционирования Web-сайтов с HTML‑страницами и схема функционирования Web-сайтов c активными серверными страницами. Даются начальные сведения об использовании инструментальной системы Microsoft Visual Studio для создания Web-сайтов с активными серверными страницами, использующими C# в качестве языка программирования серверных скриптов.
Работа написана на основе материалов курсов, которые на протяжении ряда лет читался автором на факультете менеджмента в Санкт-Петербургском филиале государственного университета – Высшей Школы Экономики и на математико-механическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета.
Работа посвящена исследованию сетевых механизмов антиавторитарных движений. Здесь также предпринимаются попытки определить содержание и природу протестов, организуемых при помощи Интернет-ресурсов.
В главе проводится сопоставление классического и неклассического подходов к психодиагностике, дана характеристика личностных ресурсов как мишеней неклассической психодиагностики. Описаны исследовательские задачи и принципы планирования исследований в рамках изучения личностного потенциала, систематизированы эмпирически измеряемые переменные, на которые могут опираться эти исследования. Отдельная часть главы посвящена проблемам исследований в сети Интернет.
В статье рассматривается феномен взаимосвязанных глокальных сообществ гостеприимства, распространившихся недавно по всему миру в контексте развития сети Интернет и процессов культурной глобализации. Основное внимание в работе уделяется описанию типичного сообщества пользователей крупнейшей социальной сети гостеприимства CouchSurfing.org в Санкт-Петербурге. Как показывает исследование, в рамках этого веб-сервиса происходит трансформация виртуальных групп пользователей, локализованных в разных точках земного шара, в реальные и взаимосвязанные глокальные сообщества, создающие у их членов общую идентичность и единство норм, ценностей и практик.
В работе рассматриваются аспекты использования ресурсов интернета в учебном процессе образовательных учреждений, в частности фильтрация контента и возможности использования фактографической информации.
В статье рассматривается немецкий молодежный язык, характерный для сайтов Интернета. Исследование проводится на материале немецкоязычных веб-ресурсов: форумов, чатов, социальных сетей, развлекательных и игровых порталов. Выделяются основные тематические группы, анализируются особенности встречающейся в сети молодежной жаргонной лексики.
Изучение использования возможностей Интернета и компьютера студентами проводится в разных странах. Поднимая вопрос о взаимодействии информационной среды и национальной культуры, в статье рассматриваются особенности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) студентами России. В работе представлены результаты анализа данных собранных в ходе проекта «Кросс-культурное исследование процесса становления новой образовательной культуры в России и Германии» в 2008-2009 гг. (выборка в 825 студентов из 18 университетов России). Обсуждаются особенности использования российскими студентами Интернета, в том числе проблема плагиата, доступность различных технологий в университете, привлекательность категорий использования компьютера и Интернета, гендерная специфика использования информационно-коммуникационных технологий.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Российские регионы развиты неравномерно, что отражается на ценностях и социально-психологических установках их жителей. В фокусе данного исследования находятся ценности, показатели социального капитала и их взаимосвязи с экономическими установками на индивидуальном поведенческом уровне, что является практически неразработанной темой в рамках экономической психологии. Выборка исследования составила 1219 человек из разных регионов России. Метод исследования – социально-психологический опрос. Опрос проходил в 2010-2011 гг. Было получено, что регионы Российской Федерации в значительной степени различаются как по профилю базовых ценностей и некоторым показателям социального капитала, так и по экономическим установкам их жителей, что отражается на экономике страны в целом.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Представлены материалы первой международной научно-практической конференции, отражающие современное состояние инновационной деятельности в образовании, науке, промышленности и социально-экономической сфере с позиций внедрения новейших информационных технологий.
Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов в области инноватики и современных информационных технологий.
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
В статье рассматриваются аспекты организации и деятельности общественных консультативных структур (ОКС). Основное внимание уделено ОКС, созданным и действующим при исполнительных органах государственной власти субъекта РФ. Проанализированы нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие создание и работу ОКС, положения об общественных советах при органах власти. На основе результатов социологических опросов, экспертных интервью с руководителями и членами ОКС, с работниками СМИ, освещающими работу институтов гражданского общества, с чиновниками, отвечающими за взаимодействие с НКО исследована деятельность петербургских ОКС. Проанализирована роль ОКС как инструмента участия представителей гражданского общества в управлении государством. Делается вывод о неэффективности большинства российских и петербургских ОКС.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.
Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.
В статье анализируются проблемы российской экономической журналистики. На материалах 18 глубинных интервью был выделен спектр трудностей, которые экономические журналисты считают наиболее серьезными. К проблемам относятся: давление групп интересов (власти и рекламодатели), недостаточная квалификация и текучесть кадров, а также низкое доверие потребителей новостей, отсутствие у них экономической грамотности, вынуждающее журналистов упрощать материалы, и информационная перегрузка.