• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Мем о бесславии

Логос. 2016. Т. 26 . № 6 . С. 219-235.

В статье проводится анализ понятия мема, его истории и идеологических оснований. Задача этой работы - обнаружить, как мем понимается в разных научных интерпретациях, и почему это понятие становится избирательно популярным. Автор обращается к разным теоретическим подходам, раскрывая происхождение и бытование понятия.

Понятие мема возникло как результат попытки Ричарда Докинза встроить культуру в систему эволюции и объяснить её трансформации. Это понятие обрело популярность и в исследовательских подходах, и в обыденном языке, когда мемами называют популярные картинки и фразы, которыми обмениваются пользователи в Интернете.

Все намерения сделать мем частью науки выстраивали в связи с ним новую идеологию: атеистическую, технократическую, сконцентрированную на медиа и понятии человека как потребителя-производителя. В научной среде такое понимание не прижилось, но оказалось продуктивным для применения в прикладных исследованиях и фольклористике. Но интерес к понятию мема нельзя назвать случайным.

Он возникает как часть синтетических исследовательских подходов, в котором использование текста неотделимо от практики. Понятие мема стоит связывать с бриколёрством, которое описал Леви-Стросс и одним из вариантов теоретизирования объектов в эпоху бесконечной технической воспроизводимости.

Имеет значение и социальная роль мема. Он становится единицей измерения популярности, которая приходит на смену славе знаменитостей прошлого. Создать мем может любой пользователь, но это специфическое производство, мало отличимое от потребления. Чтобы стать популярным, мем не должен содержать ничего нового, а только укреплять существующие верования и идеи.