• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 155 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Дмитриев Т. А. Логос. 2013. Т. 96. № 6. С. 7-66.
Статья посвящена проблеме условий человеческого существования (la condition humaine) в творчестве Жана-Жака Руссо. В ней рассматриваются альтернативные формы человеческого существования в мысли Руссо на примере критики им гражданского общества модерна, идеи возвращения к классическому городу и естественному состоянию как альтернативам Современности, а также идеалам счастливой семьи и образу жизни «одинокого мечтателя» как руссоистских альтернатив Современности, реализуемых в рамках самой Современности. Главным лейтмотивом статьи является показ значения идей Руссо для политической и моральной философии не только как социального критика Старого порядка и гражданского общества модерна, но как мыслителя «первой величины», чьи воззрения на взаимоотношения человека, общества и природы в современную эпоху продолжают оставаться непревзойденным образцом анализа положения человека в современном мире.
Добавлено: 19 февраля 2014
Статья
Ганжа А. Г. Логос. 2012. № 1. С. 289-310.

В статье рассматриваются вопросы формирования так называемых «общественных мест» в большом городе. Городская среда предстает как место обнаружения симптомов актуальной социальной ситуации городского жителя. Это пространство, где стабильно только то, что пребывает в постоянном изменении. В результате темпорализации жизненных горизонтов утрачивается ненормированный и нехронометрированный опыт совместности. Иррациональный и гетерономный характер московской мобильности вынуждает использовать избыточные средства для достижения обыденных жизненных целей.

Добавлено: 25 декабря 2012
Статья
Доброхотов А. Л. Логос. 2010. Т. 2 (75). С. 115-121.
Добавлено: 4 ноября 2012
Статья
Писарев А. А., Астахов С. С., Гавриленко С. М. Логос. 2017. Т. 27. № 1. С. 1-40.

Статья очерчивает контекст двух номеров Логоса, «Анти-Латур» и «Беспилотники, лифты, гребешки, зимбабвийский втулочный насос». В их основе лежит идея атласа, который призван наметить картографию интеллектуального ландшафта акторно-сетевой теории (АСТ) и плоских онтологий.

За несколько десятилетий своего существования АСТ превратилась из отдельного подхода в исследованиях науки и технологий в трансдисциплинарное семейство теорий, объединенных набором базовых свойств, частичных связей и общих отсылок. В статье обозначаются траектории развития и рецепции АСТ. Бруно Латур рассматривается как одна из главных точек сборки подхода. Будучи одним из его основателей, он принял участие во многих его трансформациях, в коллективном закрытии и перезапуске проекта. При этом «Латур» оказывается именем, указывающим то на конкретного интеллектуала, то на Парижскую школу, то на сеть исследовательских проектов, то на весь акторно-сетевой подход. Его имя скрадывает различия четырех смыслов и обеспечивает постоянные смещения между ними. Изменчивость Латура привлекает внимание критиков и читателей, порождая все новые интерпретации его творчества. Классический пример - полемика Латура с Дэвидом Блуром, лидером Эдинбургской школы в социологии научного знания. Их столкновение оказывается важным событием, во многом определившим, какой теоретический стиль будет доминировать в исследованиях науки и технологий.

Распространение АСТ через дисциплинарные границы обсуждается на материале осмысления теории Латура в философии, осуществленного Грэмом Харманом и связывающего акторно- сетевой подход с плоскими онтологиями. Это раскрывается в статьях второго номера. Дается краткая характеристика такого типа онтологий и указывается специфика усвоения АСТ. Статья завершается обсуждением эмпирических приложений теории, в котором поясняются соответствующие трансформации словаря и подхода. 

 

Добавлено: 30 ноября 2016
Статья
Воскобойников О. С. Логос. 2017. Т. 27. № 6. С. 107-138.

Cтатья посвящена «Космографии» французского мыслителя и поэта Бернарда Сильвестра. Этот прози- метр написан в 1140-х годах, воз- можно, в Туре, но связан с Шартрской школой. Он излагает христианскую космогонию и космологию в мифо- поэтическом ключе. Как введение поэзии в философское сочинение, так и применение гибких поэтических формул для придания субъективным переживаниям — страхам, надеждам, сомнениям — хотя бы видимости философской объективности вело к новым открытиям в словесном творчестве. В этом Бернард — пред- ставитель замечательной литератур- но-философской традиции Ренессанса XII столетия. 

 

Добавлено: 1 декабря 2017
Статья
Савельева И. М. Логос. 2015. Т. 25. № 1(103). С. 226-288.

Данное интервью задумывалось как рассказ И. М. Савельевой об А. В. Полетаеве, но вскоре стало ясно, что такой план обедняет и принципиально затрудняет беседу, потому она превратилась в написание "двойного портрета". Ранее в моей практике такого не было, да и в литературе по биографическому методу подобное мне не встречалось. Интервью сделано в рамках Проекта по истории советской и постсоветской социологии, осуществляемого Б. З. Докторовым, и опубликовано в его книге «Биографические интервью с коллегами-социологами».

Добавлено: 15 сентября 2015
Статья
Глущенко И. В. Логос. 2012. № 2(86). С. 272-277.

Рецензия на книгу «Мы жили в СССР». М.: БММ, 2011. Авт.-сост. О.А. Дадыкина, С.О. Ермакова, В.Н. Куликова.

Добавлено: 25 ноября 2012
Статья
Павловец М. Г. Логос. 2017. № 5 (120). С. 65-86.

Статья посвящена апологии Иосифа Сталина и сталинизма в некоторых школьных учебниках литературы постсоветского времени. Их авторы в основном позитивно оценивают роль Сталина в качестве не только руководителя советского государ-ства в целом, но и «модератора» лите- ратурного процесса в СССР. Оценки самим Сталиным отдельных произве- дений и творчества их авторов (как отчасти и отношение этих послед- них к «вождю народов») становятся важным фактором включения тех или иных имен и названий в «школь- ный литературный канон» или же, напротив, их дискредитации и выдав- ливания из этого канона. Авторы учебников старательно подбирают или реинтерпретируют факты, позво-ляющие подчеркнуть исключительное значение Сталина в развитии рус- ской литературы ХХ века. Тем самым он приобретает статус важнейшей фигуры советского литературного процесса, а утверждаемый в годы его правления господствующий творче-ский метод - социалистический реа- лизм - становится естественным продолжением и воплощением гума- нистических традиций классической русской литературы.В советских учебниках литературы осуществлялась попытка конструи- рования концепции истории русской литературы ХХ века на идеологиче- ских основаниях позднесоветского почвеннического консерватизма. Последний видел в сталинизме естественное продолжение доре- волюционного политико-идеоло- гического консерватизма. Таким образом, школьный предмет «лите- ратура» использовался в качестве инструмента идеологической индок- тринации подрастающего поколе- ния в национально-патриотическом духе. Практически не подвергав- шаяся пересмотру, эта идеологиче- ская линия проводилась в учебниках на протяжении и 1990-х, и 2000-х годов, а распространение учебниковпользовалось преимущественной под- держкой со стороны государства.

Добавлено: 22 августа 2017
Статья
Майорова К. С. Логос. 2017. Т. 27. № 1(116). С. 245-250.

Рецензия на: Manuel DeLanda. A New Philosophy of Society: Assemblage Theory and Social Complexity. L.: Continuum, 2006. — 142 p.

Добавлено: 26 сентября 2017
Статья
Уильямс Р. Логос. 2012. № 1. С. 136-156.

 

Любой современный подход к марксистской теории культуры должен начинаться с рассмотрения тезиса об определяющем базисе и определяемой им надстройке. Но на самом деле, если занимать строго теоретическую позицию, нам, возможно, следовало бы начинать вовсе не с этого. Во многих отношениях предпочтительнее было бы исходить из утверждения, которое с самого начала было насколько центральным, настолько же верным, — социальное бытие определяет сознание. Не то чтобы эти два утверждения непременно исключали друг друга или друг другу противоречили. Но тезис о базисе и надстройке с его метафорическим элементом, подразумевающим фиксированное и совершенно конкретное пространственное отношение, оказывается, по крайней мере у некоторых авторов, весьма специфической и временами неприемлемой версией второго утверждения. Тем не менее в процессе перехода от Маркса к марксизму и в развитии самого марксизма как одного из основных интеллектуальных течений тезис об определяющем базисе и определяемой надстройке, как правило, считался ключевым для марксистского анализа культуры.
Добавлено: 30 марта 2013
Статья
Богост Я. Логос. 2015. Т. 25. № 1(103). С. 79-99.

 

В тексте представлены ключевые идеи, изложенные автором на конференции, организованной DiGRA в Аксбридже (Великобритания) в сентябре 2009 года. Автор предлагает вновь вернуться к вопросу о том, что такое игра. Автор настаивает на правомерности и актуальности этого вопроса, не являющегося ни стратегическим, ни риторическим, ни политическим, по крайней мере не в первую очередь. Скорее, это вопрос онтологический. Автор выделяет четыре основных подхода в онтологии видеоигр. Первый — это онтология форм, то есть исследование структур и систем, лежащих в основе игр в целом. Этот подход в равной степени представлен как в людологии, так и в нарратологии, конфликт которых с момента появления исследований видеоигр претендовал на статус центрального. Второй подход базируется на утверждении, что игры существуют на множестве уровней, но некоторые из них более реальные, чем другие. По крайней мере некоторые из этих уровней являются конструктами ума, в то время как другие имеют материальное основание. Игры реальны на формальном уровне, но эта реальность скорее трансцендентальна, чем по-настоящему реальна. Согласно третьему подходу, игры — это всего лишь безвольные оболочки, которые могут существовать, но неполноценно, пока их не наполнят и не активизируют игроки. Сам автор настаивает на четвертом подходе, вбирающем в себя все предыдущие, поскольку в нем делается ставка на симметричную, или плоскую, онтологию, результатом которой станет план недискриминирующих различий, в которых все аспекты игры обладают потенциально равным значением. 

 

Добавлено: 26 сентября 2017
Статья
Хитров А. В. Логос. 2013. Т. 3. С. 118-138.

В статье предпринята попытка моделирования зрительских реакций на сериал Мэтью Вайнера «Безумцы». В ней описываются возможные виды зрительского удовольствия, а также выдвигается гипотеза о двух типах интерпретации сериала - прогрессистского и критического. В рамках первого подхода зритель понимает сериал как критику социальных норм 60-х годов, которые представлены как преодоленные в 2000-х годах. Второй подход предполагает критическое отношение как к нормам 60-х годов, так и к нормам 2000-х. Эта гипотеза проверяется при помощи герменевтического и семиотического анализа нескольких сцен сериала, в которых изображены взаимоотношения персонажей, возникающие в связи с их гендером, классом а также отношением к окружающей среде. В итоге я доказываю, что ввиду того, что автор и зритель принадлежат одному временному периоду, зритель отдаст предпочтение критическому подходу.

Добавлено: 10 ноября 2013
Статья
Доброхотов А. Л. Логос. 2009. № 3 (71). С. 115-121.
Добавлено: 11 марта 2010
Статья
Чернявская А. С., Маштаков Д. И. Логос. 2015. Т. 25. № 6. С. 180-195.
В статье предпринята попытка прочитать политическую философию Эрика Фёгелина как политическую теологию и определить ее место в качестве одного из возможных путей реконцептуализации современности как философской категории. В своих работах Эрик Фёгелин прослеживает взаимосвязь религиозной и политической сфер. В первую очередь эта взаимосвязь просматривается в исторической преемственности и трансформации символов, которые современные политические идеологии используют для самоинтерпретации. Это символы иерархии, экклесии, апокалипсиса и др. Поскольку данные символы встраиваются в человеческую историю под воздействием секуляризации, последняя приобретает сакральные свойства, такие как идея, направление, конечная цель. Для описания наличных последствий этого процесса Фёгелин разрабатывает весьма сложный и богатый понятийный аппарат. Он настаивает на той глубокой и непреходящей ценности, которую заключает классическая греческая и христианская философия и которую можно обозначить как опыт взаимодействия с трансцендентным. Отсекая этот опыт, современная политическая мысль пытается утвердиться и охватить пустое место. Это явление описывается Фёгелином как гностицизм. Гностическая картина мира порывает с истоками: люди не создали этот мир, но они могут принять участие в таинстве бытия (то, что Фёгелин называет пребыванием «между»). Таким образом, восстановление порядка общественной жизни для Фёгелина возможно только посредством восстановления разума. Выступая с этих позиций, Фёгелин становится участником дискурса постмодерна и постсекулярного. Более того, главное, на чем настаивает фило- соф,— разум человека (в том числе и политический разум) неотделим от своей направленности на трансцендентное и от опыта взаимодействия с божественным началом. Эта перспектива, обозначенная как «политическая теология», как представляется, дает возможность расширить эпистемологические горизонты концепции постсекулярного и постмодерна.
Добавлено: 22 марта 2016
Статья
Мартынов К. К. Логос. 2015. № 2 (104). С. 1-11.

 статье рассматриваются вопросы, связанные с практиками письма в новых медиа. Утверждается, что текстовая культура вопреки предсказаниям теоретиков XX века не только не умирает, но и, напротив, переживает новый расцвет, связанный с переходом от потребления контента по модели массмедиа к практикам письма в интернете. Век писателей — это десятилетие цифровых социальных сетей, в ходе которых человечество писало много больше, чем в любую из предыдущих эпох. Письмо перестало быть уделом узких групп профессионалов и превратилось в обычный бытовой навык для всех социальных групп, причем в авангарде новой культуры письма идут подростки. Школьное образование до сих пор не смогло уловить эту тенденцию, и официальная культура никак не связывает текстовые сообщения, которые пишут подростки, с большой литературной традицией как предметом педагогики. В целом консервативный фон культуры предполагает, что писателем может выступать лишь фигура, издающаяся в централизованной профессиональной печати, хотя фактическая фигура писателя сегодня представляет собой просто пользователя сети. Смысл понятия «графоман» полностью утерян. При этом письмо в новых медиа является не столько инновацией, сколько преодолением наследия эпохи массмедиа и возвращением к модели циркуляции текстов, известной до изобретения книгопечатания. Центральный тезис статьи состоит в том, что текст остается ключевым форматом медиа будущего: он пригоден для быстрой коммуникации и анонимных сообщений. Автор не умер, он переехал на Facebook.

Добавлено: 17 марта 2016
Статья
Манович Л. Логос. 2015. Т. 25. № 2(104). С. 66-91.

 

Статья посвящена описанию эффективных инструментов для исследования и анализа непрерывно увеличивающейся в современных медиа визуальной информации и выявления связывающих ее символических паттернов. По наблюдениям автора, существующие методы поиска и анализа информации, восходящие к технологиям XX века (интерфейсы, поисковые системы и принципы создания метаданных), уже не позволяют справляться с данной задачей и требуют принципиальной модернизации на всех уровнях. Как открыть что-то интересное в огромных массивах медиаколлекций? Как с толком и эффективно просматривать эти коллекции, не имея изначального знания о том, что мы хотим найти? В статье описаны визуальные техники исследования больших медиаколлекций для выполнения этой задачи. Эти техники основаны на одной общей идее: использовать содержание коллекции — все изображения, их подмножества (темпоральные выборки) или их части (пространственные выборки) — и представить его в различных пространственных конфигурациях, чтобы сделать видимыми паттерны и общую «форму» коллекции. В отличиe от привычных практик визуализации информации данный подход получил название «визуализация медиа».

 

Добавлено: 26 сентября 2017
Статья
де Сен Мартен М. Логос. 2013. Т. 91. № 1. С. 187-217.

В тексте рассматриваются образовательные стратегии аристократических семей во Франции второй половины XX века. Подчеркивается, что данная социальная группа традиционно уделяет больше внимания, чем другие слои общества, домашнему воспитанию, фокусирующемуся на религиозном образовании и социальным навыкам. Ценность школьных и академических дипломов стала ими осознаваться сравнительно недавно в связи со все более насущей потребностью конвертировать титул в профессиональный статус, обеспечивающий доход. Тем не менее, даже сегодня университетская карьера является редкостью среди представителей французской аристократии, а слишком большое усердие в учебе воспринимается с подозрением. Автор показывает, что они чаще всего выбирают занятия (к примеру, госслужба, управление госкомпаниями, PR, мода), в которых им помогает в наибольшей степени преуспеть “врожденное” чувство превосходства, передаваемое в семье.

 

Добавлено: 14 июня 2013
Статья
Сергей Кочеров Логос. 2017. Т. 27. № 6. С. 129-152.

В статье кратко описана эволюция взглядов на феномен двойничества – от первобытных времен до его переосмысления романтиками – и рассмотрена культурно-историческая связь между героем трагедии Шекспира «Гамлет» и его прототипом из хроники «Деяния данов» Саксона Грамматика. Вопреки существующей традиции признавать «двойниками» только героев одного произведения, автор статьи стремится доказать, что двойниками могут являться персонажи разных произведений, связанные культурным родством и сходством их миссии. В первой части статьи сравниваются характеры данных персонажей, показывается неоднозначность натуры Амлета, которая обычно не замечается исследователями. Переделывая древний сюжет об Амлете, Шекспир преобразил личность главного героя, но не изменил той основы, без которой его история утратила бы смысл. Во второй части работы автор анализирует двойственность характера Амлета, сочетающего свойства культурного героя и трикстера. Эта самая древняя форма двойничества воплотилась в личности Амлета, конечно, не в своем изначальном виде, так как тот является уже не первобытным существом, а человеком цивилизации, хотя и примитивной. В третьей части статьи внутренняя борьба Гамлета представлена в контексте противоречия между сознательной гуманистической личностью героя и его подсознательной «тенью», требующей от него следовать нормам архаического героизма. В этой связи личность Амлета следует признать не одним из «наслоений» в образе Гамлета, но базисом личности принца Датского, его «культурным бессознательным». На основе выявления «функционального единства» обоих героев и их принадлежности к «миру героического», хотя и в различном его понимании, делается вывод, что Гамлет и Амлет являются «двойниками-близнецами».

Добавлено: 16 января 2018
Статья
Павлов А. В. Логос. 2012. № 3. С. 207-215.

Статья представляет собой рецензию на книгу «Южный парк и философия. Толстый, длинный и всепроникающий» (М.: Эксмо, 2012). Автор описывает современное состояние популярной культуры, которая с каждым годом становится все более интеллектуальной, однако отмечает и побочные продукты этого процесс. К таковым продуктам автор относит и рецензируемую книгу, считая ее бесплодной и неудачной попыткой синтезировать умное шоу с не менее умными идеями. Также автор приводит в пример более удачные книги, рассматривающие шоу «Южный парк» с философских позиций.

Добавлено: 9 февраля 2013
Статья
Чернавин Г. И. Логос. 2010. Т. 78. № 5. С. 125-137.

Интенциональность принято считать отправной точкой феноменологического исследования, и в какой-то мере это верно. Но было бы ошибкой рассматривать интенциональность как нечто «само собой разумеющееся»: уже достаточно рано (1910) Эдмунд Гуссерль заявляет о том, что подлинное чудо сознания — это и есть «чудо так называемой интенциональности». Предметом радикального философского удивления здесь является сам факт ноэтико-ноэматической корреляции, как, впрочем, и самой интенциональной структуры сознания. Гуссерль, по сути, ставит вопрос: почему вообще имеет место какой бы то ни было ноэматический смысл, а не его отсутствие?

Добавлено: 21 марта 2015