?
Почему для российских школьников некоторые задания PISA оказываются труднее, чем для их зарубежных сверстников: экспериментальное исследование.
Факторы, связанные с национальными результатами в тесте PISA, достаточно хорошо описаны. Однако из-за характера описания этих факторов – часто слишком общего и выполненного в корреляционной парадигме, использование результатов PISA в образовательной политике остается затруднительным. Мы сместили вопрос с объяснения низких достижений российских школьников в PISA на объяснение существенно большей трудности некоторых заданий по математике для российских школьников, чем для их сверстников в других странах. При такой постановке вопроса на передний план выступили специфические дефициты в знаниях и умениях российских школьников, которые стали предметом экспериментального исследования. Результаты показали, что основной причиной трудности этих заданий являются те их составляющие, которые требуют специфического предметного знания. В то же время элементы заданий, которые требуют более общих когнитивных умений, в основном не вызывают трудности. Результаты показывают необходимость пересмотра распространенной интерпретации результатов PISA как указания на недостаточное развитие сложных когнитивных навыков у российских школьников в сравнении с их сверстниками в западных странах.