• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Аллюзия в художественном произведении как способ взаимодействия живописи и литературы (на примере творчества Э.Т.А. Гофмана) (Allusion in Fiction as a Means of Interaction between Art and Literature (using E.T.A.Hoffman’s works))

Машкова Л. А.

Гарантией понимания ценности эстетических свойств слова является бережное, духовное к нему отношение. Художественные возможности слова неизмеримо возрастают, когда речь идёт об аллюзивном слове или словосочетании. На примере творчества Э.Т.А.Гофмана рассматривается употребление и подробно анализируется функционирование в текстах различных авторов аллюзий на живописную манеру, стиль известных художников. Особое место занимают «Фантастические повести в манере Калло». Однако осознать глубину данной аллюзивной связи невозможно без непосредственного, зрительного знакомства с творчеством Жака Калло. В данном случае литературный текст обогащается ассоциациями не только словесными, но и зрительными. То же характерно и для других произведений Гофмана – в частности, для романа «Эликсиры сатаны» и сказочной новеллы «Песочный человек». Так на наших глазах – через аллюзию – происходит взаимодействие живописи и литературы, взаимопроникновение, переплетение разных видов искусства.

The article says that cautious, genuinely spiritual attitude to the Word is, perhaps, the only guarantee of understanding the value of its aesthetic features. The artistic possibilities of the word are infinitely enhanced when we speak about an allusive word or expression. The article considers several cases of use and function of allusions in E.T.A.Hoffman’s texts, all of these being the allusions to an artistic manner and style of famous painters. A special stress is laid on «Fantastic Portraits in the Manner of Callot». However, it is impossible to grasp the profundity of the allusive bond in question without the immediate visual acquaintance with the creative activity of Jacques Callot. The same is true in regard to Hoffman’s novel «Elixirs of Satan» and his fantastic novella «The Sandman» («Der Sandmann»). Here the literary text is enriched not only with verbal, but also with visual associations. Thus, we witness how – via an allusion – art and literature interact, and how different kinds of art intertwine and penetrate into each other.