• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Как ученые читают друг друга: основы теории академического чтения и ее эмпирическая проверка

Олейник А. Н., Кирдина С. Г., Попова И. П., Шаталова Т. Ю.
Обсуждается процесс научной коммуникации, опосредованной текстом. Объектом исследования послужило чтение научных текстов (статей, эссе, глав в коллективных монографиях и рецензий на книги), написанных тремя учеными-обществоведами. Предметом исследования служат различия в восприятии текста автором и читателями-коллегами, изученные с помощью компьютерных программ для контент-анализа QDA Miner и WordStat. Результаты качественного кодирования автора и читателей сравнивались с итогами количественного анализа совместной встречаемости слов, а также количественного анализа с помощью словаря, основанного на замещении. Исследование показывает, что тексты могут иметь множество интерпретаций. В зависимости от контекста их прочтения, на первый план выходит либо авторская, либо читательская позиция. Как автор, так и читатель могут читать текст либо поверхностно, либо внимательно и вдумчиво. Это явяется одной из причин расхождения авторской и читательской интерпретаций текста.